Жизнь принуждает нас ко многим добровольным действиям

Ст. Ежи Лец

Плоскость, стадия, сила и успешность удара.

Плоскость удара — воображаемая плоскость, которую вычерчивает боевая часть оружия в результате нанесения одного чистого удара (без стадии замаха).

СХЕМА плоскость меч и топор.

Кроме того, в зависимости от положения оружия в этой плоскости (стадии удара), дифференцируется и сила воздействия этого оружия на «мишень». Зона О — начальная стадия удара с минимальной плавно увеличивающейся силой. Зона М — средняя стадия, в которой находится расчетная точка атаки, с максимальной поражающей силой оружия. Зона Н — последняя стадия, с плавно уменьшающейся силой воздействия.

В первой книге рассматривалась целесообразность движения навстречу атаке. Оно позволяет сломать атакующую схему (сценарий атаки) и выполнить защиту в начальной стадии нападения противника, когда она наиболее результативна.

Дополнительный плюс встречного движения обусловлен еще и закономерностью нанесения ударов. Противник бьет по цели находящейся в данное время, в данной точке и в данном положении. Максимальная поражающая мощность удара предстоит именно в предполагаемой точке соприкосновения его оружия с вашим телом. То есть в точке его прицела. Соответственно успешность этого действия напрямую зависит от точности местоположения цели. И успешность эта тем меньше, чем дальше от «точки прицела» уходит «мишень». Рассмотрим принципы ухода из расчетной точки на примере вертикального атакующего удара:

1. Смещение вбок.

Если «цель» значительно смещается вбок от задуманной противником точки (плоскости), то удар может пройти мимо. Правда, отклонив голову и торс, невозможно быстро убрать из плоскости удара тазовый пояс и ноги. В этом случае максимально разогнанное (в последней фазе движения) оружие поражает область подола от микиток до щиколоток.

СХЕМА

Чтобы избежать подобных «издержек» необходимо прикрывать уязвимые участки оружием или щитом.

2. Смещение назад.

Если «мишень» движется от атакующего, то остается вероятность попадания в плоскость удара в средней и последней его стадии (под самый кончик оружия). В этом случае максимально разогнанное оружие поражает все, что находится ниже мечевидного отростка грудины.

СХЕМА

При этом также необходимо прикрывать уязвимые участки оружием или щитом.

3. Если же «мишень» движется на атакующего, то сильный удар не состоится из-за действий элементарных законов физики. Во-первых оружие еще не успело разогнаться до нужной скорости. Во вторых контакт с зоной удержания оружия несет гораздо меньшую разрушительную силу, чем середина или конец оружия.

Проиллюстрирую мысль примером, знакомым любому, кому приходилось противостоять нападающему с палкой или ломом (черенка от лопаты, дубины, бейсбольной биты).

На схеме обозначены: А — зона максимальной силы удара, Б — зона минимальной силы, С — зона, поражающие свойства которой во многом зависят от центра тяжести оружия и стадии удара (положения оружия в плоскости удара).

СХЕМА

При соприкосновении с зоной А движущегося оружия, вы наверняка получаете максимальное «впечатление», ибо последний отрезок любого оружия всегда движется с максимальной скоростью.

И наоборот: зону В можно встречать или блокировать даже ладонью. Вряд ли это будет чревато более чем толчком небольшой силы. При этом инерция удара гасится весьма эффективно и оружие противника останавливается, не нанеся особого вреда. Именно эта зона оптимальна для защитных и блокирующих действий.

При блокировке этой зоны щитом (кромкой), атакующая рука испытывает максимальное жесткое воздействие, за счет инерции оружия. Кроме этого, возникающий «опрокидывающий момент» способен даже выбить оружие из руки.

При воздействии на зону В рукой («сбив» справа или слева), оружие легко сходит с намеченной траектории. При воздействии на эту зону снизу («подхват» изнутри вверх или снаружи вверх), атакующая рука теряет скорость и силу.

Можно задать закономерный вопрос: «А что если оба соперника равно умудрены подобными знаниями и навыками?» Ответ прост: «Вот тут-то и начинается истинное боевое искусство — прочувствовать манеру движения и мышления противника, переиграть его интуицией, наблюдательностью, «чуйкой».

Даже шустрые восточные мастера высокого класса не колбасятся, как заводные зайчики и не осыпают друг дружку ударами, как в дешевых гонконгских фильмах. Их бой сух, лаконичен и достаточно скуп на действия. По нескольким движениям (атакам) мастера безошибочно определяют, кто из них преупел.

Мне могут возразить: — а если один из них прикинется лохом, а сам вдруг возьмет да и...?

Да, отвечу я, именно это и будет продолжением их мастерства высочайшего класса и т.д. Правда, чем дальше, тем сложнее прикидываться лохом, ибо «рыбак рыбака...»

Лишь только мастера класса «уникум» могут прикидываться идеально но, встречаются такие доки исключительно в лихих повестях фантаста Головачева.

Мы же вернемся к нашим катанам... простите, баранам.

Два слова о стойке

Несмотряя на то, что уже известны доводы против классических стоек в боевом историческом фехтовании, еще раз затрону эту тему и приведу банальный и максимально простой довод против зацикливания на какой-то определенной позиции.

Рассмотрите внимательно схему и проанализируйте, в каких направлениях боец может работать активно. При условии, что законы естественной анатомии позволяют атаковать и защищаться в трех направлениях: вперед, вправо и влево. Основная ориентация действий диктуется положением ног. При классическом положении ног противник находится в среднем и левом секторе. Правый сектор находится сзади по оси атаки (где практически никого нет). Однако собственный задний сектор находится незащищенным в реальной близости от атаки противника.

Иная картина наблюдается в простой «подоплеке» с параллельным и свободным расположением ног. При этом, во-первых, все, находящееся по оси атаки находится в секторах ваших активных действий. Во-вторых, любое движение ноги легко переводит вас в позицию перекрытия задней зоны.

СХЕМА НОГ И ЗОН АКТИВНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: