Конфликт.
Классный час для подростков.
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и стратегиями поведения человека в различных конфликтных ситуациях; обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций.
Время проведения: 40 – 45 минут.
Место проведения: Обычное классное помещение.
Оборудование: Карточки с конфликтными ситуациями для групповой работы; плакаты с напечатанными стратегиями поведения в конфликте (избегание, конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество) и тезисами, указывающими на плюсы и минусы этих стратегий.
Возраст: 11 – 13 лет.
Этап 1. Просветительский.
Психолог читает басню И.А. Крылова «лебедь, рак и щука».
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Психолог. В чем заключается мораль этой басни?
Ответы учеников. Они не смогли договориться, а отсюда возникла конфликтная ситуация. (Далее учащиеся знакомятся с определением конфликта.)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.
Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?
(Высказывания детей.)
Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.
Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.
Вернемся к басне и ее героям.
Как, по-вашему. Можно было разрешить их конфликтную ситуацию? И можно ли ее вообще решить?
(Высказывания детей.)
Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.
Этап 2. Диагностический.
Упражнение «Праздничный пирог»
Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник поведете себя?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
1. Отказываетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание)
2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция)
3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Конкуренция).
4. Постарайтесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество)
5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс)
Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.