Упражнение «Праздничный пирог»

Конфликт.

Классный час для подростков.

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и стратегиями поведения человека в различных конфликтных ситуациях; обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций.

Время проведения: 40 – 45 минут.

Место проведения: Обычное классное помещение.

Оборудование: Карточки с конфликтными ситуациями для групповой работы; плакаты с напечатанными стратегиями поведения в конфликте (избегание, конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество) и тезисами, указывающими на плюсы и минусы этих стратегий.

Возраст: 11 – 13 лет.

Этап 1. Просветительский.

Психолог читает басню И.А. Крылова «лебедь, рак и щука».

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Психолог. В чем заключается мораль этой басни?

Ответы учеников. Они не смогли договориться, а отсюда возникла конфликтная ситуация. (Далее учащиеся знакомятся с определением конфликта.)

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?

(Высказывания детей.)

Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.

Вернемся к басне и ее героям.

Как, по-вашему. Можно было разрешить их конфликтную ситуацию? И можно ли ее вообще решить?

(Высказывания детей.)

Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.

Этап 2. Диагностический.

Упражнение «Праздничный пирог»

Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник поведете себя?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1. Отказываетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Конкуренция).

4. Постарайтесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество)

5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс)

Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: