Блок информации и методические указания по теме

Рецензенты

главный специалист, эксперт отдела санитарного надзора управления

Роспотребнадзора по Ульяновской области Г.М. Ахметзянова

зав.кафедрой педиатрии медицинского факультета ИМЭиФК,

д.м.н., профессор А.И. Кусельман

Ниезмухамедова М.Б.

Н 60 Гигиена детей и подростков: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей гигиене для студентов педиатрического факультета / М.Б. Ниезмухамедова, Н.Н. Мурыванова, И.Э. Халиуллов - Ульяновск: УлГУ, 2009 - с

Учебно-методическое пособие является руководством к проведению практических занятий по гигиене детей и подростков.

Пособие подготовлено для студентов педиатрических факультетов высших медицинских заведений по специальности 040200 «Педиатрия», в соответствии с типовой программой дисциплины «Гигиена с основами экологии человека и гигиеной детей и подростков», утвержденной Минздравом Российской Федерации (1999г.)

УДК 613.95 (075.8)

ББК 51.28 я 73

Н 60

М.Б. Ниезмухамедова, Н.Н. Мурыванова, И.Э. Халиуллов, 2009

Ульяновский государственный университет, 2009

Тема №1.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Продолжительность занятия: 5 часов

Цель занятия: Освоить цели и задачи гигиены детей и подростков. Овладеть современными методами исследования и оценки физического развития.

План занятия:

  1. Освоить содержание, цели и задачи гигиены детей и подростков.
  2. Освоить методы исследования физического развития.
  3. Научиться устанавливать паспортный возраст.
  4. Освоить методику разработки стандартов физического развития.
  5. Оценить физическое развитие ребенка методами сигмальных отклонений, профиля физического развития, шкалы регрессий.

Основные вопросы занятия:

1. Предмет, задачи и содержание гигиены детей и подростков. Основные разделы гигиены детей и подростков.

2. Понятие о физическом развитии. Факторы, влияющие на физическое развитие. Показатели физического развития.

3. Методы исследования физического развития (соматоскопия, соматометрия, физиометрия).

4. Методика определения возрастных групп.

5. Понятие о стандарте физического развития. Методика вариационно-статистической разработки антропометрических данных.

6. Методы оценки физического развития (метод сигмальных отклонений, профиль физического развития, шкала регрессий).

БЛОК ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ.

Гигиена детей и подростков представляет отрасль гигиенической науки, и поэтому ее определение основывается на общем понятии гигиены.

Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Основное отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.

Задача гигиены детей и подростков заключается в том, чтобы, не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности. Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.

Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов: 1) здоровье детей и подростков; 2) гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня; 3) гигиена физического воспитания; 4) гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся; 5) гигиена питания детей и подростков; 6) гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков; 7) гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков; 8) медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.

Один из разделов гигиены детей и подростков изучает вопрос о состоянии здоровья детей и подростков. Ведущим признаком здоровья является физическое развитие.

«Физическое развитие» детей и подростков - состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития - биологический возраст.

Физическое развитие ребенка в каждый период жизни - это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма.

Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие показатели здоровья. Оценка физического развития включается в качестве основного показателя оценки состояния здоровья детей и подростков наряду с демографическими показателями, заболеваемостью и др.

Физическое развитие находится в зависимости от ряда социальных и биологических факторов: состояние здоровья, калорийность и качество питания, течение беременности и родов у матери, наследственность, отношение к этнической группе. Выявлена тесная взаимосвязь между физическим развитием и уровнем двигательной активности с уровнем медицинского обслуживания, уровнем благосостояния, психологическим климатом в семье, успеваемостью в школе, воздействием окружающей среды на организм, с наличием гигиенических навыков, с соблюдением рационального режима и правильного образа жизни, отсутствие вредных привычек.

Наблюдение за физическим развитием отдельных детей в динамике длительного времени позволяет выявить особенности роста и развития каждого индивидуума (индивидуализирующий метод). Кроме того, применяется генерализирующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей.

Исследование физического развития школьников проводится при плановых периодических медицинских осмотрах. Основными показателями физического развития являются: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: