Центильная оценка показателей физического развития

Практическое использование центильных таблиц не требует дополнительных расчетов и поэтому особенно удобно при индивидуальной оценке.

Для каждой возрастно-половой группысоставлены свои центильные таблицы, которые имеют границы признаков определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака по определенной доле процента (центиля) детей данного возраста и пола; при этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста - в интервале от 25 до 75центиля. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом. Она представлена 6 цифрами, отражающими значение признака, ниже которых он может встречаться только у 3, 10, 25, 75, 90, и 97% детей возрастно-половой группы. Пространство между цифрами (области, или «коридоры») отражает диапазон (разнообразие) величин признака, которые свойственны или 3% детей группы (области от 0 до 3 центиля или от 97 центиля), или 7% детей группы (области от 3 до 10 центиля и от 90 до 97 центиля), или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (область от 25 до 75 центиля).

Каждый признак (рост, масса тела, окружность грудной клетки) может, соответственно, быть помещен в «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

«Коридор» №1 - область «очень низких величин», встречается (до 3 центиля) у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем развития должен проходить специальное обследование.

«Коридор» №2 - область «низких величин», встречающихся (от 3 до 10 центиля) у 7% здоровых детей. Показано обследование и консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.

«Коридор» №3 - область величин «ниже среднего», свойственных (от 10 до 25 центиля) 15% здоровых детей данного пола и возраста.

«Коридор» №4 - область «средних величин», свойственных (от 25 до 75 центиля) 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастной группы.

«Коридор» №5 - область величин «выше среднего», свойственных (от 75 до 90 центиля) 15% здоровых детей.

«Коридор» №6 - область «высоких величин», свойственных (от 90 до 97 центиля) 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

«Коридор» №7 - область «очень высоких величин», свойственных (от 97 центиля) не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

Затем переходят к определению соматотипа. Согласно схеме Р.Н. Дорохова и М.И. Бахраха, выделяют 3 соматотипа: микросоматический, макросоматический и мезосоматический.

Проводится подсчет суммы номеров областей («коридоров») центильной шкалы, полученных для длины тела, массы, окружности грудной клетки. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего), при сумме от 11 до 15 - к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 - к макросоматическому (физическое развитие выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае, если разность номеров областей между двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии; если эта разность составляет 2, развитие ребенка следует считать дисгармоничным; если разность составляет 3 и более, развитие резко дисгармоничное.

Пример. Девочка 8 лет. Рост 137 см, масса тела 34,5 кг, окружность грудной клетки 69 см. Величина длины тела по центильным таблицам соответствует «коридору» №6, оценка «высокая»; масса тела по таблице - «коридор» № 6, оценка «высокая»; окружность грудной клетки - «коридор» №6, оценка «высокая». Затем переходим к определению соматотипа: сумма номеров «коридоров» = 18 баллам, что соответствует макросоматическому типу.

Разность между номерами «коридоров» равна 0, поэтому физическое развитие девочки можно считать гармоничным.

При имеющихся 8 коридорных центильных таблицах заключение формулируется следующим образом:

  1. Нормальное физическое развитие: длина тела укладывается в 3 - 7 «коридор», а масса в 3 - 6 «коридор».
  2. Отклонение в физическом развитии:

а) повышенная масса при нормальном значении длины тела: длина тела - 3 - 7 «коридор», масса тела - 7 «коридор»;

б) высокая масса тела при нормальном значении длины тела: положение параметров длины в «коридорах» 3 - 7, масса тела - в «коридоре» 8;

в) снижение массы тела при нормальном значении длины тела: длина тела в зонах 3 - 7, масса тела во 2 «коридоре»;

г) низкая масса тела при нормальном значении длины тела: длина тела - 3 -7 «коридор», масса тела - 1 «коридор»;

д) снижение длины тела при нормальной массе: длина тела - 2 «коридор», масса тела - 3 - 6 «коридор»;

е) снижение длины тела при повышенной или высокой массе тела: длина тела - 2 «коридор», масса тела - 7 «коридор»;

ж) снижение длины тела при пониженной массе тела: длина тела - 2 «коридор», масса тела - 1 - 2 «коридор»;

з) высокий рост при любой массе тела: длина тела - 8 «коридор»;

и) низкий рост при любой массе тела: длина тела -1 «коридор».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: