Оценка физического развития с использованием оценочных таблиц

облегченного типа.

С целью упрощения из таблиц извлечены данные об окружности грудной клетки, четко коррелирующие с массой тела и поэтому не несущие дополнительной информации.

При оценке физического развития в соответствующей по полу и возрасту ребенка таблице находят его рост и затем строго по горизонтальной строке – соответствующий данному росту диапазон “норм” массы тела. В зависимости от того попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка.

Варианты оценки:

1. Нормальное физическое развитие (масса тела в пределах нормальных вариантов относительно роста).

2. Отклонение в физическом развитии:

а) дефицит массы тела (масса меньше минимального значения “íîðìû”) – дети подлежат наблюдению педиатром для установления причин дефицита массы;

б) избыток массы тела (масса больше максимальной границы “нормы”) – дети направляются на консультацию к эндокринологу;

в) низкий рост (рост меньше табличных вариантов) – дети направляются к эндокринологу или на медико-генетическую консультацию.

Центильные методы оценки физического развития.

При этом методе колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного пола и возраста. При этом за средние величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного возраста и пола – в интервале от 25 до 75 центиля (процента). Шкала представлена 6 числами, отражающими значение признака, ниже которых он может встретиться только у 3, 10, 25, 75, 90 и 97% детей данной группы.

Каждый измерительный признак (длина тела, масса и окружность груди) может быть помещен в свою область или “коридор” центильной шкалы в соответствующей таблице.

При этом возможны следующие варианты:

- область или “коридор” №1 (до 3 центиля) – очень низкие величины;

- область или “коридор” №2 (от 3 до 10 центиля) – низкие величины;

- область или “коридор” №3 (от 10 до 25 центиля) – ниже среднего;

- область или “коридор” №4 (от 25 до 75 центиля) – средние;

- область или “коридор” №5 (от 75 до 90 центиля) – выше среднего;

- область или “коридор” №6 (от 90 до 97 центиля) – высокие величины;

- область или “коридор” №7 (от 97 центиля) – очень высокие.

В зависимости от того, где расположен “коридор” принимают врачебное решение. В границу условной нормы включается диапазон от 10 до 90 центиля. В группу диспансерного наблюдения относят детей с признаками попавшими в 3-10 и 90-97 центили, а дети с признаками, выходящими за пределы 3 и 97 центиля, требуют дополнительного углубленного обследования.

Оценка физического развития коллектива.

Оценка физического развития целого коллектива может проводится путем сопоставления его с другим коллективом или со стандартами для данного региона. Динамические наблюдения за одним и тем же коллективом позволяют оценивать и воздействующие факторы окружающей среды.

Сравнительная характеристика уровня физического развития различных коллективов детей производится по величинам М±m; при этом устанавливается достоверность различий по формуле:

M1 – M2

t =

Ö m12 + m22

Оценка производится следующим образом:

- t ³ 3 – различия средних величин достоверны;

- t < 3 – различия недостоверны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: