Часть 3 (С)

Проблема рационального устройства общества.

Э. Фромм утверждал, что проблемам рационального устройства общества, при всей их огромной важности для человека, не уделялось до сих пор должного внимания. И это, вероятно, было связано как с тем, что предпринимавшиеся в данном направлении попытки не были достаточно убедительными, так и с тем, что общество развивалось стихийно, под влиянием конкретных ситуаций и не было готово к восприятию науки.

То, что роль наук об обществе и человеке будет возрастать, не вызывает сомнения. На уровне лишь практического опыта и здравого смысла глобальных проблем современности не решить.

Но, разрабатывая научно обоснованные проекты преобразования общества, необходимо всегда помнить об огромной опасности, которая подстерегает человечество на пути их практического применения. Нравственная ответственность учёных и тех, кто будет использовать результаты их исследований, огромна. Мы не должны забывать, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Поэтому главными требованиями к социальным преобразованиям является соблюдение заповеди врачебной этики – не навреди. Нельзя осуществлять сегодняшние преобразования за счёт наших детей и потомков. Мы не имеем права приносить ради будущего неисчислимые жертвы сегодня.

Ф. М. Достоевский так выразил своё отношение к этому вопросу в диалоге Ивана и Алёши Карамазовых. «Представь, - обращается Иван к Алёше, - что ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребёночка, бившего себя кулачонком в грудь, и на неотмщённых слёзках его основать это здание. Согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!» - «Нет, не согласился бы», - тихо проговорил Алёша».

Социальные реформаторы должны всегда помнить эти этические нормы. Доживём ли мы до того времени, когда люди будут действовать в соответствии с такими этическими установками?

В. И. Купцов

1. Назовите проблему, рассматриваемую автором в приведённом тексте. Используя содержание текста определите две причины, по которой данной проблеме не уделялось должного внимания.

2. Как автор определяет роль гуманитарных наук в развитии общества? О каких трёх требованиях к социальным преобразованиям говорит автор?

3. Как вы понимаете фразу «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три аргумента, подтверждающих правоту данного высказывания.

. 4. Как бы вы ответили на вопрос, заданный Иваном Карамазовым брату? Приведите пример практического отношения современных политиков к указанным выше нормам. Что влияет на принятие решений действовать определённым образом?

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о её последствиях.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

7.Проанализируйте ситуацию. В 212 г. н.э. Почти всё население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили свой социальный статус. Нашествие варваров нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать. Иллюстрацией какого социального процесса может служить приведённая ситуация? Назовите три фактора, ставшие причиной данного процесса.

8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Трудовая культура». Составьте план в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

9.1. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский).

9.2. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень).

9. 3. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)

9. 4. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А. Г. Асмолов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: