Группа (руководители Г.А.Цукерман и З.Н.Новлянская )

1. Есть ценность другого, которая вместе с ценностью интеллекта должна быть положена в основание школьной жизни РО.

2. Особую остроту проблема этой ценности приобретает в подростковом возрасте в связи с тем, что основное направление детских инициатив и самодвижение идет в плане отношений, т.е. в психолого-социальном плане.

3. Следовательно, в пространстве основной школы должны быть представлены организационные формы для порождения и удержания, для оформления этих инициатив.

Определены предварительно два пути для построения такой подростковой школы.

1 путь - социально-психологическая предметность порождается из нужд интеллектуальной сферы. И тогда эти предметности или существуют как по жизни рожденные (бытовые) или они, внутри этой формы порожденные, должны оформиться в особую область. И эта область может оформляться как область социально-профессиональных сообществ.

Это можно пояснить на примере, который случился в жизни при преподавании литературы (курс З.Н.Новлянской и Г.Н.Кудиной) в подростковом возрасте возникает инициатива детей, когда они сами хотят уже попробовать себя (то ли игрово, то ли профессионально) как издатели неких периодических изданий. В классе было порождено три конкурирующих редколлегии, которые долго (а это длилось в течении полутора лет) выпускали свои периодические газеты с конкретной борьбой за читателя, за автора. И, в общем-то, ребята сами выпадали уже за границу предметов своей инициативы. Эта инициатива могла оформляться как профессиональная инициатива.

Есть примеры, когда такая же инициатива была оформлена как выходящая за рамки не только класса, но и школы, и вплоть до того, что таким сообществом может быть какая-то районная или городская детская пресса, которая работает под руководством профессионала как некое профессиональное сообщество.

2 путь - когда взрослый приносит в подростковую жизнь новые предметности, порождающие и оформляющие запросы подростка, на средство решения своих собственных социально-психологических проблем и задач своей собственной жизни.

Примером вот такого хода является попытка Г.А.Цукерман, которая создала экспериментальный курс школьной психологии. Мы отмечаем, что этот курс принципиально нелинейный, поэтому не похож на существующие школьные предметы.

На каждом этапе разворачивания понятия закладывается возможность выбора следующего шага, в зависимости от запросов группы. И это есть принципиальный момент.

Наряду с таким курсом, возможен курс, который обслуживает социальные запросы подростков. Его пока нет, но мы отмечаем, что он необходим или как самостоятельный или как развитие того же курса психологии, который втягивает в себя и социальные ситуации, которые порождает подростковая школа в огромном количестве.

4. Каждый из этих путей задает свой способ порождения организационных форм, удерживающих именно это направление.

Адекватными формами первого направления могут быть, например, такие типы профессиональных сообществ, которые как бы выделяются из предметных областей.

И для второго пути это принципиально новые предметы, о которых надо думать, совмещающие, это мы подчеркиваем, практику экспериментирования и теоретический курс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: