double arrow

III. Организационные формы в подростковой школе.

Содержание обучения в РО являются высокие формы мышления. В рамках этого содержания мы должны говорить об оргформах как об оргформах инициации мышления (мысли и субъектности). Формы инициации мышления до нас еще никто не задавал.

В результате работы данного семинара мы должны подойти к тому, каким образом в школах РО выстроить ситуации (систематические ситуации, систему событий), в которых возникает теоретическое мышление, мышление в его развернутой (полной) форме.

В этом разделе необходимо остановиться на трех вопросах:

- всеообщий способ индивидуального движения;

- разные типологии форм работы;

- что такое основная школа как институт.

Обучение подростка - черновик мышления. Обучение младшего школьника - черновик действия.

1) Способ существования человека в подростковой школе.

Ключевое слово здесь - это место в процессе, место на дороге. Такие кульминационные места должны быть отражены “на карте понятий”. Подросток должен уметь отражать на такой “карте” свое нахождение, уметь сделать проект своего движения. Первоначальная форма - абстрактная. Подростковая школа в отличии младшего школьного возраста - школа-зеркало, где подросток видит себя в какой-то области и ведущий метод здесь - картирование, "топосное" обнаружение. Действие и деятель должны помещаться в рефлексивное пространство- пространство самообнаружения. Подростковая школа - институция рефлексивной формы жизни.

Всеобщий способ жизни подростковой школы - переходы. Подростковая школа - школа самоопределения. Образ подростковой школы - зеркальность и топичность.

2) В обучении можно выделить три вида работы подростка:

а) опыт (через что человек проходит);

б) испытание (пробно-поисковый режим);

в) попытка (принятие решения).

Предмет соорганизации, образ подростковой школы - институция рефлексии (форма организации пространства).

4) Всеобщий символ ПШ - топический символ места (т.е. карта).

Подростковая школа - это "путешествие" в разных мирах и пространствах.

4) Разные формы работы в подростковой школы.

а) по целям (по способу целеполагания): - проект, versus решение задач;

б) по объекту: коллективные - индивидуальные формы действия;

в) по материалу: учебные тексты - учебные материалы (пробные тела);

г) по типу регламентации: свободные - обязательные формы работы;

д) по ситуации: ответственное принятие решений - действие по интересу.

Эти формы - формы поляризации. Остается проблема их пересечений.

5) Рефлексивное пространство учебных предметов. Множество предметов и разные формы работы требуют специальной соорганизации. Один учебный предмет может стать муляжной формой для другого. Не надо удерживать подростка насильно в рамках одного учебного предмета. Координация предметов, где один предмет становится муляжем для другого, должна стать кульминационным моментом учебного процесса. Чередование событийных (кульминационных) и эволюционных форм течения учебного процесса - специфическое «время понятия», ритм понятия. А это значит, необходима команда педагогов. Задача этой команды - найти места для такой координации. Этой команде надо удерживать "пустоту" между предметами, не навязывать связку предметов словом "методология", "философия"-и, с другой стороны, находить ритм понятий. Это и есть координация.

Подросток не живет в линейном времени, он живет в событийном времени. Пространственно-временная координация - основная задача подростковой школы.

Ниже представлены результаты работы групп на заключительном (третьем) семинаре по подростку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: