1. Всякая работа с подростковым возрастом имеет смысл тогда, когда в результате этой работы для подростка возникает некое подобие отнологической картины - картины мира. Картина мира требует понимания места его самого и его действий в объемлющем контексте. При этом понятие, действие оказывается событийным и онтологичным. Вне такого опыта всякое обучение подростка бессмысленно и не будет реализовано.
2. Для подростка характерна опытно-экспериментальная (инструментальная) форма знания. Она связана с моделированием.
3. Модель как средство испытания чего-либо (имитационная модель) является предметом вокруг которого сосредоточена учебная деятельность. Такая модель выступает как пробное тело.
4. Пробное тело и есть та “машинка”, которая переводит представления в понятия в подростковом возрасте. Эта машинка состоит из двух элементов (систем):
а) имитационная модель объекта;
б) имитационная модель действий с объектом (модель управления). Нельзя строить обучения, учитывая только один элемент.
|
|
5. Подростковая школа - это толчок к новой культурной форме. В этой новой культуре должны быть объединены две пока не объединенных формы полагания: объектная и инструментальная.
6. Моделирование - особый тип работы. Это и есть преобразование объекта в средства и средство в объект. Подобная работа не может проводиться иначе как системная. Должны существовать связи между отдельными учебными предметами связи. Границы таких предметных связей в подростковой школе в принципе должны быть иные, чем в младшем школьном возрасте. Необходимо решать особую задачу - использование пробного тела (модели, муляжи) одного учебного предмета для другого. Необходимо выстраивать координацию моделей как координацию учебных предметов.
Если муляжность и модельность является всеобщей формой обучения, то их координация должна строиться в кульминационных точках обучения. Отдельными и несвязанными учебными предметами мы задачу построения учебной деятельности подростка не решим.