double arrow

Заключительное слово Б.Д.Эльконина на семинаре № 2.

1. Всякая работа с подростковым возрастом имеет смысл тогда, когда в результате этой работы для подростка возникает некое подобие отнологической картины - картины мира. Картина мира требует понимания места его самого и его действий в объемлющем контексте. При этом понятие, действие оказывается событийным и онтологичным. Вне такого опыта всякое обучение подростка бессмысленно и не будет реализовано.

2. Для подростка характерна опытно-экспериментальная (инструментальная) форма знания. Она связана с моделированием.

3. Модель как средство испытания чего-либо (имитационная модель) является предметом вокруг которого сосредоточена учебная деятельность. Такая модель выступает как пробное тело.

4. Пробное тело и есть та “машинка”, которая переводит представления в понятия в подростковом возрасте. Эта машинка состоит из двух элементов (систем):

а) имитационная модель объекта;

б) имитационная модель действий с объектом (модель управления). Нельзя строить обучения, учитывая только один элемент.

5. Подростковая школа - это толчок к новой культурной форме. В этой новой культуре должны быть объединены две пока не объединенных формы полагания: объектная и инструментальная.

6. Моделирование - особый тип работы. Это и есть преобразование объекта в средства и средство в объект. Подобная работа не может проводиться иначе как системная. Должны существовать связи между отдельными учебными предметами связи. Границы таких предметных связей в подростковой школе в принципе должны быть иные, чем в младшем школьном возрасте. Необходимо решать особую задачу - использование пробного тела (модели, муляжи) одного учебного предмета для другого. Необходимо выстраивать координацию моделей как координацию учебных предметов.

Если муляжность и модельность является всеобщей формой обучения, то их координация должна строиться в кульминационных точках обучения. Отдельными и несвязанными учебными предметами мы задачу построения учебной деятельности подростка не решим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: