Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. Содержание обучения в подростковой школе.




При рассмотрении содержания обучения можно условно выделить 3 области:

1) предметно-понятийная структура учебного предмета;

2) логико-предметный и логико-психологический анализ способа действия (поиска) ученика. Здесь у нас существует один недостаток: отсутствует разработка действия учителя - психология учительского действия ;

3) методика обучения в подростковой школе связана со стандартом постановки учебной задачи.

Центральная проблема - в способе действия. В младшем школьном возрасте общий способ возникает на переходе от конкретно-практической к учебной задаче. Может быть, этот ход оставить и в подростковой школе? Построение общего способа действия при решении задачи может быть линией обучения в любом возрасте.

По В.В.Репкину в средней школе происходит интериоризация учебной деятельности. Но остается вопрос: какую форму ориентировки предполагает индивидуализация?

Специфика в подростковой школе должна быть какой-то другой. Ядро должно быть другим. Главный вопрос - это ядро. Про что оно? Про что учебная задача в основной школе?

Вся работа в предметных группах на семинаре №2 (июнь 1999 года) строилась по следующему плану:

1) Что есть общий способ в подростковой школе?

2) Какой опыт ребенка необходимо использовать в ПШ для постановки учебной задачи?

3) Какой характер связей существует в ПШ между общим способом и понятием? Одна или несколько учебных задач в ПШ? Какая связь существует между ними?

4) Модель (ее назначение, функции) в учебной задаче ПШ. Что есть модель?

5) Что есть исходная ситуация, из которой выстраивается учебная задача?

6) Наличие характера поиска и открытий в обучении (детско-взрослое взаимодействие).

7) Характер рефлексивного контроля и оценки.

2.1. Первый вопрос - это разговор об устройстве знания. В РО знание имеет понятийное устройство по своему содержанию. Форма знания - есть предметное действие человека. По происхождению знание - есть мысль, следовательно, не есть лишь отражение реальности. Мысль - есть идеальное преобразование "поворот" обстоятельств. Знание -преломление, а не отражение, преобразование обстоятельств. Видение существенного - это мысленное преобразование "видимого поля".

Во-вторых, понятие - это есть воссоздание существенного, а не лишь его фиксация.

Итак, во-первых, знание не есть отражение, а есть преобразование, во-вторых, это преобразование воссоздается в особой знаковой форме, в пределе это текст. В-третьих, когда говорится “понятие” - имеется в виду, что понятие оторвано от реальности, от понимаемого. Понятие существует в "своем" мире. Этот особый мир не удается "нащупать" в младшем школьном возрасте. Жизнь понятия, не есть жизнь вещей. Это надо различать.




Главное - это "поворот", мысленное преобразование. Надо понять, чем можно улавливать этот поворот. Улавливать надо преломленность, преобразованность реальности в знании. Понятие - это определенное, опосредственное видение. Необходимо обсуждать ту “вспышку”, поворот, в котором некое знание случается. Следовательно, необходимо научиться видеть “вспышку”.

Итак, вопрос состоит в том, как поймать " знание- поворот"?

2.2. Когда говорится что знание понятие (знание с мыслью) есть преломление, преобразование, поворот (а не отражение), то мысли и понятию придается форма Позиции.

· Логико-психологически Позиция есть рассмотрение объекта отделенное от самого объекта и, даже, противопоставленное ему. Соответственно, средства рассмотрения противопоставлены средствам построения вещи.

· Психологически Позиция (точка зрения) не есть лишь рассмотрение с определенным «углом зрения». В ней должны удерживаться и координироваться фактическое положение наблюдателя (или фактические средства рассмотрения) и видение Другого (его средства), т.е. о Позиции можно говорить в том случае, когда «Я» со своего фактического места вижу так, как если бы находился в другом месте (находясь на местности вижу ее как бы «с птичьего полета»). Преодоление фактического(натурального) видения посредством иного видения - суть Позиции. Например, о Позиции Автора текста можно говорить лишь в том случае, когда Автор ограничивает (преодолевает) себя воображаемой точкой зрения Зрителя (читателя), т.е. действует не «из себя», а «из Другого», и, тем самым, придает форму своей «порождающей способности». Лишь в этом случае текст будет иметь форму.



Таким образом, позиция оборачивается преобразованием фактически видимого искомым «преломлением» рассматриваемой реальности.

Есть предметы, в которых позиционность имеет решающее значение, поскольку наблюдатель включен «в ткань» самого предмета. Это литература, история, география и физика. Эти предметы могут стать «полигонами» позиции в основной школе (в случае литературы - курс Г.Кудиной и З.Новлянской - похоже так и происходит; в случае географии позиционность строится как географическая карта).

2.3. В основной школе и в естественнонаучном, и в гуманитарном цикле надо строить особую имитационную модель объекта, которую можно назвать муляжом объекта, на котором можно испытывать свойства объекта, т.е. нужно строить «пробные тела».

Модель, муляж, пробное тело, оперативный образ – нечто, на чем испытывается изучаемая реальность и посредством чего строится суждение о реальности. Вот именно эту середину между схемой реальности и самой реальностью и надо строить в подростковой школе.

Характеристика пробного тела.

· пробное тело состоит из двух элементов - это, во-первых, сконструированный заместитель изучаемой реальности (клетки, ландшафта, движения молекул и т.п.), на котором изучается сама реальность - «муляж» реальности; во-вторых, параметры изменений изучаемого объекта - его возможных действий (скорость, функции клетки и т.п.), выделенные в муляж «пульта управления жизнью объекта;

· изменения строения пробного тела отражают эволюцию объекта;

· пробное тело это имитационная модель: предмет-знак и предмет-образ;

· пробное тело - посредник между схемой реальности и самой реальностью(изучаемым объектом);

· пробное тело - оператор перевода схемы объекта(понятия о чем-то) в его модель; модель строится как схема управления «жизнью» объекта;

· пробное тело - средство рассмотрения реальности - аппарат Позиции;

· пробное тело - предметная форма существования поисково-ориентировочной деятельности, «институционализация» исследования.

В аспекте обучения подростковая школа есть «мастерская» по изготовлению пробных тел - муляжей объекта и муляжей управления. Общие выводы по построению содержания в основной школе:

1) все содержание обучения в подростковой школе есть построение пробных тел и их «протаскивание» через учебный предмет;

2) «протаскивание» через разные источники (учебные пособия) с целью уточнения структуры имитационной модели. Именно в отношении к этой модели можно давать тексты. Фактически, учебник для подростковой школы - есть верстка определенного пробного тела (пробных тел);

3) моделирование и «муляжирование»дает возможность координации и соорганизации учебных дисциплин. Понятия одной дисциплины строятся как модели при изучении другой: например, понятие функции из математики переносится в физику как модель. Сами эти переходы являются ключевыми моментами обучения в подростковой школе;

4) основной вопрос - освоение методики построения модели.





Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 739; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8819 - | 7633 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.188.251 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.