Концентрированное обучение

В основе КО подхода лежат идеи концентрации учебного времени, учебного материала и активизации возможностей личности и коллектива. Модель учебного процесса при этом подходе представляет собой чередование циклов (учебные занятия объединяются в блоки), что сокращает число параллельно изучаемых дисциплин. Таким образом, основной единицей учебного процесса перестает быть урок, а становится блок уроков по теме, более или менее очерченной в программе учебного предмета. Естественно, увеличение единицы учебного процесса обусловливает изменение ее внутренней структуры, предполагающей обязательное многообразие форм учебной работы при единстве и целостности.

Наиболее распространенной моделью КО является "погружение"[4]. Однако анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие "погружение" практически не сформулировано. Если обобщить опыт ряда направлений в этой области[5], то под "погружением" подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами.

Нужно сказать, что существующие в педагогике модели "погружения" в рамках концентрированного обучения по ряду причин не могут устроить. И, прежде всего, потому, что основная цель подобных моделей " более эффективно за короткий промежуток времени получить качественный результат обучения ".

На наш взгляд, цель нашей модели КО - не пройти программу за короткий промежуток времени, а организовать такую деятельность подростков (и не обязательно только учебную), которая бы им была близка по духу и в которой они не только бы изучили что-то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили (через опробования разных моделей) и осознали свой результат.

Таким образом, КО ставит перед собой следующие задачи:

- запустить реальный механизм формирования индивидуальных способностей к самообразованию (выращивание из коллективного субъекта учения индивидуального);

- организовать проектную деятельность учащихся по работе с разными видами моделей, координации и соорганизации учебных предметов;

- задать разный уровень дифференциации и самоопределения через определение индивидуальных (групповых) траекторий самодвижения учащихся;

- создать условия для "сращивания" учебной и внеучебных видов деятельности за счет разгрузки учебного дня учащихся.

В состав КО входят следующие учебные предметы: математика, литература, история, география, биология, физика, химия. Остальные предметы: языки (русский и иностранный), физическая культура и технология (труд) проводятся каждую неделю согласно учебного плана.

Учебные предметы, входящие в КО, изучаются в течение одной недели в месяц с общим количеством 10-12 часов (учебный блок). Исключение составляет математика, которая изучается 2 недели в месяц.

На каждый учебный предмет (кроме математики) в учебном году отводится 9 недель (90 часов). По математике - 18 недель (180-216 часов). Из них - первый (сентябрь) и последний (май) отводятся на проведение стартовых и итоговых предметных проектов по планированию и рефлексии учебного материала и личностного развития.

Учебная неделя может состоять не более, чем из 2-х учебных предметов, включенных в КО. Учебное расписание составляется отдельно для каждой учебной недели месяца. Месяц состоит из четырех учебных недель.

Для решения указанных выше задач КО, учебный процесс в подростковой школе делится на 4 этапа:

1 этап - этап коллективной работы (работа над проектами, моделями и т.п.);

2 этап - этап самостоятельной работы учащихся над изучаемой темой;

3 этап - этап индивидуальных (групповых) консультаций;

4 этап - этап подведение итогов (рефлексия) по теме.

Особо хотелось остановиться на первом и последнем учебном блоке в году.

Первый учебный блок - сентябрь месяц. Основная задача этого учебного блока - создание индивидуальных "карт" самодвижения учащихся в учебных предметах, рефлексия исходных знаний по отдельным предметам (создание стартового проекта).

Для этого класс делится на группы по учебным предметам, входящих в КО. Во главе каждой группы стоит учитель. Задача каждой предметной группы, определив предмет изучения каждой из наук, создать абрис "карты предмета" и наметить ряд возможных траекторий движения в этом материале. Необходимо отметит, что на первом месяце обучения как таковые учебные блоки КО отсутствуют. Каждый день учащиеся 3-4 часа работают в своей предметной группе во главе с учителем (определяется предмет изучаемой науки, изучается разная литература, в том числе и разные по данному предмету учебники, определяется исходное состояние знаний по данному учебному предмету и т.п.). Последние 8 учебных дней в месяце идет выступление каждой из предметных групп (1 группа в день). Их задача предъявить свой "продукт" - абрис "карты" с возможными путями движения по ней. Результат представлений работы групп - принятая "карта" учебного предмета с общей траекторией движения класса в этом предмете в данном учебном году. Другими словами, класс фиксирует на "карте" учебного предмета свой общий замысел движения, однако каждый (группа) учащихся могут наметить на разных этапах обучения свою линию движения.

Например, при изучении в 7-м классе истории древнего Рима учащиеся, разбившись на микрогруппы, создали на разных основаниях свои "периодизации" истории Древнего Рима. Таким образом, дальнейшее изучение этого раздела истории шло под разным углом зрения (одни учащиеся рассматривали историю Рима через воины, другие - через разные формы правления, третьи - через отдельных исторических личностей, четвертые- через искусство и т.п.). Такое изучение истории Рима позволило, во-первых, учесть разные интересы учащихся, во-вторых, дало возможность рассмотреть историю великой империи с разных фокусов, представить Рим в всем его многообразии, в-третьих, изучить материал из разных литературных источников за достаточно кроткий промежуток времени.

Другой пример из географии. При изучении форм и размеров Земли можно выстраивать работу учащихся на уроке по разным содержательным линиям:

- математические и геофизические расчеты исследований форм и размеров Земли;

- изучение по различным литературным источникам эволюцию представлений ученых по данному вопросу;

- рассмотрение данного вопроса с помощью карт и своих наблюдений, проведение на муляжах экспериментов по данному вопросу;

Пример из биологии. Е.В. Чудинова пробовала строить курс биологии, также удерживая одновременно три параллельных лини изучений: линия систематики, линия экологии, линия эволюции.

Кроме этого, при обсуждении разных проектов изучения учебных предметов могут быть сразу определены "кульминационные точки" (точки пересечения) в учебных дисциплинах, намечены пути координации и соорганизации этих предметов.

По ходу года общий замысел класса корректируется каждым ребенком на данной "карте". У учащихся рядом с общей линией движения по "карте" (другим цветом) вырисовывается собственная. Таким образом, реализация "стартового проекта" отличается его замысла.

Последний учебный блок (итоговый проект) -май месяц ставит специально такую задачу - установить это различение и его причины. Через создание итогового проекта определить границу применения своих знаний, определение своих достижений и трудностей, наметить возможные дальнейшие пути изучения данного учебного предмета.

Остальные учебные блоки (октябрь - апрель месяц) последовательно разворачивают учебный материал, спланированный совместно с детьми в первом блоке. Работа в рамках одного учебного блока строится следующим образом:

В понедельник (следующего блока) проводится зачетная работа по предыдущей теме, определяется план действий на новую тему. Происходит сверка плана и реализации с общей "картой" учебного предмета. Обязательно фиксируется местоположение каждого учащегося на данной "карте". По итогам первого дня учащиеся имеют пан изучения новой темы и задания для самостоятельной работы учащихся с указанием литературных источников и панируемого результата обучения по данной теме. Задания для самостоятельной работы носят дифференцированный характер. Эти задания учащиеся выполняют вне уроков тогда, когда сами для себя спланируют свое выполнение (обязательных каждодневных домашних занятий нет).

Для снятия проблем и трудностей у учащихся, возникших в рамках изучаемой темы, по каждому предмету созданы "мастерские", которые проводятся педагогами в рамках учебного расписания (первыми уроками). На мастерскую могут приглашаться учащиеся как самим учителем (на основе проведенных диагностических, проверочных, зачетных работ), так и сами учащиеся по собственной инициативе или по рекомендации родителей. Основная задача "мастерской" - помочь учащимся ликвидировать возникшие трудности и проблемы в учебном материале, при выполнении блока самостоятельной работы учащихся.

Для учащихся, которые хотят иметь более глубокие и расширенные знания по изучаемой теме учитель проводит творческую "лабораторию". Основная задача "лаборатории" - дать возможность учащимся (согласно их интересам) расширить свои знания, научить их пользоваться этими знаниями, проводить исследования, работать с научной литературой и т.п.

В рамках учебного блока занятия организуются таким образом, чтобы учащиеся вместе с учителем (1 этап) в коллективно-распределенной деятельности изучал текущий учебный материал. Основными формами работы учащихся на уроке являются: разные виды группового взаимодействия, диалоги, дискуссии, деловые игры, семинары и конференции.

Отработка учебного материала, его расширение и углубление производится через самостоятельную работу учащихся (2 этап), мастерские, лаборатории и другие формы внеучебной деятельности.

Особое место в концентрированном обучении отводится проектной деятельности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: