Попытки реализации отдельных
Положений концепции Подростковой школы
А.Б.Воронцов
Формы организации учебной деятельности
Учащихся в подростковой школе
Одно из наиболее существенных и общих условий успешности развивающего обучения на этапе подростковой школы [1] является сохранение и расширение поисково - исследовательского характера учебной деятельности учащихся для освоения системы теоретических понятий, превращение учебной деятельности в индивидуальную форму учебной активности каждого учащегося. В содержании обучения подростка центральное место начинает занимать "особая модель объекта, которую можно назвать муляжом объекта, на котором возможно нечто испытывать. Муляж - это модель, на которой строится испытание"[2]. Таким образом, обучение в подростковой школе - моделестроение и опробование этих моделей (муляжей, пробных тел) в разных ситуациях для формирования собственной картины мира у подростка.
Чтобы такой подход в обучении реализовать необходимо решить ряд специфических проблем:
1) обеспечение условий для постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации;
2) создание предпосылок для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основ самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов. Определение индивидуальных траекторий самодвижения учащихся в образовательных областях;
3) предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач в рамках индивидуальных форм учебной деятельности;
4) проведение авторами предметных программ для подростковой школы и учителями работы по координации и соорганизации действий разных учебных дисциплин;
5) определение время и места для работы по экспериментированию и опробованию различных моделей (муляжей).
Для успешного целостного решения указанных проблем необходимо изменить оргформы, в которых до сих пор организуется учебная деятельность подростка. Такой общей (предельной) оргформой может стать "концентрированное обучение"[3] (КО) в рамках которого разворачивается проектная деятельность (ПрДе) учащихся как одна из форм учебной деятельности. Именно эти формы организации учебного процесса могут снять (решить) ряд проблем, указанных выше.