Часть 2. Формы организации учебной деятельности

Попытки реализации отдельных

Положений концепции Подростковой школы

А.Б.Воронцов

Формы организации учебной деятельности

Учащихся в подростковой школе

Одно из наиболее существенных и общих условий успешности развивающего обучения на этапе подростковой школы [1] является сохранение и расширение поисково - исследовательского характера учебной деятельности учащихся для освоения системы теоретических понятий, превращение учебной деятельности в индивидуальную форму учебной активности каждого учащегося. В содержании обучения подростка центральное место начинает занимать "особая модель объекта, которую можно назвать муляжом объекта, на котором возможно нечто испытывать. Муляж - это модель, на которой строится испытание"[2]. Таким образом, обучение в подростковой школе - моделестроение и опробование этих моделей (муляжей, пробных тел) в разных ситуациях для формирования собственной картины мира у подростка.

Чтобы такой подход в обучении реализовать необходимо решить ряд специфических проблем:

1) обеспечение условий для постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации;

2) создание предпосылок для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основ самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов. Определение индивидуальных траекторий самодвижения учащихся в образовательных областях;

3) предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач в рамках индивидуальных форм учебной деятельности;

4) проведение авторами предметных программ для подростковой школы и учителями работы по координации и соорганизации действий разных учебных дисциплин;

5) определение время и места для работы по экспериментированию и опробованию различных моделей (муляжей).

Для успешного целостного решения указанных проблем необходимо изменить оргформы, в которых до сих пор организуется учебная деятельность подростка. Такой общей (предельной) оргформой может стать "концентрированное обучение"[3] (КО) в рамках которого разворачивается проектная деятельность (ПрДе) учащихся как одна из форм учебной деятельности. Именно эти формы организации учебного процесса могут снять (решить) ряд проблем, указанных выше.




double arrow
Сейчас читают про: