Результаты для ученика

ПОДРОСТОК ПО МНЕНИЮ ОДНОКЛАССНИКОВ

Для изучения взаимоотношений учащихся в классе авторы этой статьи разработали методику, которая позволяет выявить самооценку детей, степень ее адекватности, уровень сформированности некоторых личностных качеств (по мнению одноклассников), популярность каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками. Анализ результатов данной методики дает много полезного для работы с детьми.

Основу методики составляет анкетный опрос. Учащиеся на специальных бланках оценивают по пятибалльной шкале уровень сформированности определенных личностных качеств у всех одноклассников, в том числе и у себя.

Сравнивая оценку, которую ребенок ставит себе, со средней оценкой, которую он получает в классе, можно говорить о степени адекватности самооценки.

Сравнивая среднюю оценку, которую ученик ставит классу в целом, со средней оценкой, которую получает класс от всех учащихся, можно говорить о позитивном или негативном отношении ученика к классу.

Все характеристики, получаемые после обработки данных, представлены ниже.

В качестве примера рассмотрим анкету, заполненную учеником 9 «А» класса Арбузовым Н.

Анкета

Ф.И. Арбузов Н. __________________________ Класс 9 «А» Дата 15.11.99 __________________________
Ученики Оцениваемые качества
I II III IV V
  Арбузов Н.          
  Баранова О.          
  Глумов А.          
  Мухин П.          
----------------------------------------------------------------
  Яковлева К.          
               

Оценки проставлены по пятибалльной шкале: 1 — качество практически не наблюдается, 5 — качество ярко проявляется. Если ученик затрудняется с оценкой, то в анкету ставится 0.

Качества для оценки могут задавать как сами учащиеся, так и психолог. Это зависит от цели обследования, от существующей в классе проблемы. Самостоятельный выбор учащимися качеств поднимает их интерес к процессу анкетирования и к его результатам. Если же администрацию, психолога или учителя интересует уровень сформированности у детей каких-то определенных качеств личности или элементов поведения, то тогда в анкете указываются эти характеристики.

Например, если целью исследования является изучение взаимоотношений между детьми, то лучше предложить учащимся самим выбрать те качества, которыми, по их мнению, должен обладать настоящий друг. В этом случае средняя оценка, которую получает ученик в классе, фактически свидетельствует о рейтинге его популярности.

Процесс обработки подобных анкет очень трудоемок, поэтому лучше использовать компьютер. Ниже на примере показаны направления обработки данных, которые можно оформить в программу. Если же кого-то заинтересует наша программа, то мы можем ее предоставить с инструкцией по использованию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: