Обучаемость и ее критерии

Организация учебной деятельности школьника включает, кроме классной, домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. Наибольший интерес в психолого-педагогическом плане представляет самостоятельная работа обучаемого. Именно в ней более всего могут проявляться его мотивация, целенаправленность, умение учиться (обучаемость) и другие личностные качества. Ее рассмотрение предполагает выделение исходных психолого-педагогических признаков. Для учителя самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что обусловливает дальнейшее ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно организуемая и управляемая учителем учебная работа школьника должна выступать в качестве определенной, присвоенной программы его самостоятельной деятельности. Это означает для учителя четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.
Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осмыслена как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение школьником целого ряда входящих в нее действий: понимание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в их выполнении и др.
Представляя собой особую, высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями школьника. К таким психологическим детерминантам относится саморегуляция. Саморегуляция учебной деятельности предполагает сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания. Школьнику нужно не только уметь понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому, удерживать до завершения реализации, не позволяя вытеснить другими, также представляющими интерес.
Школьник должен уметь моделировать собственную деятельность, т.е. выделять условия, важные для реализации цели, отыскивая в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации – объект, соответствующий этому предмету. Саморегуляция обеспечивает также умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. выбор применительно к условиям соответствующей деятельности способа преобразования заданных условий, отбор соответствующих средств для этого преобразования, определение последовательности отдельных действий.
Важным проявлением предметной саморегуляции школьника служит умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных. Существенным является и умение корректировать свои действия, т.е. представлять, как можно изменить эти действия, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям.
Саморегуляция включает также представление человека о нормах взаимоотношений с другими людьми, правилах обращения с предметами труда. При этом подчеркивается важная для организации самостоятельной работы мысль о том, что всем названным представлениям школьника должны соответствовать уже сформированные у него в учебной классной работе навыки и умения. Естественно, что сама предметная саморегуляция человека связана с его личностной саморегуляцией, предполагающей высокий уровень самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, самостоятельность, организованность, целенаправленность личности, сформированность ее волевых качеств.
Обобщенным показателем эффективности функционирования психолого-педагогических механизмов усвоения знаний в любых условиях учебного процесса выступает обучаемость школьника. Она призвана зафиксировать готовность человека к учению, его потенциальные свойства, проявляющиеся в различных условиях жизнедеятельности. Обучаемость в широком смысле этого слова может трактоваться как потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в «содружественной» со взрослым работе.
В педагогической психологии под обучаемостью понимается совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности. При этом под продуктивностью подразумевается ее объем, качество, темп работы, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда.
Обучаемость основывается на совокупности таких свойств интеллекта, как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И.Калмыковой «экономичностью» мышления. Ядром обучаемости выступает способность школьника к осуществлению мыслительного анализа и самостоятельного обобщения в изучаемой сфере. Это обусловлено тем, что именно обобщение и анализ лежат в основе умственных способностей и определяют возможности быстрого и качественного переноса и развития теоретического мышления.
Основными показателями обучаемости являются: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, удовлетворение от овладения знаниями), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения понятого материала. Связь обучаемости с прочностью сохранения предшествующего материала может быть выражена через понятие «обученности». Причем обученность выступает как совокупность всех характеристик психического развития, которые суть результата предыдущего обучения.
Суммарным показателем обучаемости, по З.И.Калмыковой, являются экономичность и темп мышления, количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, число «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи; в итоге был достигнут результат, а также время, затраченное на решение, способность к самообучению, работоспособность и выносливость.
А.К.Марковой были предложены несколько иные показатели обучаемости:
– активность ориентировки в новых условиях;
– инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям;
– настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях с отвлечениями, препятствиями;
– восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.
Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в его особенностях и характере и влияет на стиль этой деятельности. Вырабатываемые индивидуальные стили могут существенно отличать одну учебную деятельность от другой и в конечном счете воздействовать на ее эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: