Гностическая деятельность педагога

Рассуждая о гностической деятельности преподавателя высшей школы, следует отметить своеобразный парадокс, который разделяет человечество на две противоположные категории – гностиков и агностиков. Для первых мир познаваем, для вторых - нет.

Педагогическую деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

В отношении педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных ролей, для успешного осуществления которых необходимы соответствующие способности. В научной литературе им уделено достаточно внимания. Применительно к педагогической деятельности наиболее глубокое исследование способностей провела Н. В. Кузьмина. Она выделила основные компоненты деятельности педагога, которым соответствуют те или иные способности: конструктивный (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей), организаторско-коммуникативный (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками), гностический (способность приобретать и использовать знания). Н. В. Кузьмина представила педагогическую деятельность как сложную динамическую систему, и хотя выделенные ею компоненты могут быть отнесены к любой деятельности, их проявление в педагогическом труде своеобразно, ибо все они связаны с процессом познавательной взаимодействия одной личности с другой.

Гностический компонент деятельности преподавателя высшей школы — это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты.

Гностическая (или, как ее можно еще определить, познавательная) деятельность педагога выражается в умении глубоко и всесторонне познавать окружающий мир и себя. Преподаватель, глубоко вникая в область своих научных исследований, анализирует процесс и результаты исследований в зависимости от качеств собственной личности; анализирует научную деятельность студентов, магистров, аспирантов с целью выделения трудностей и создания условий для успешной научной работы. Педагог высшей школы обладает определенной системой знаний, которая включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

Попытаемся осмыслить логику гностической деятельности педагога.

Сначала действие выступает в форме познавательной задачи (проблемы). Одна из задач гностической деятельности педагога высшей школы видимо может определяться так: накопление и получение новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы. Опираясь на имеющиеся знания, педагог теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. Познавательная задача, решенная психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом нередко обнаруживается несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах осуществляемого действия. Поэтому из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными.

Следовательно, гностическая деятельность педагога по своей природе есть процесс решения неисчислимого множества задач, специфической особенностью которых является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Оно требует напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках, а вырабатывается на основе прогноза (гипотезы). Решение гностических задач очень трудно поддается алгоритмизации, но даже если алгоритм существует, применение его, как правило, приводит к различным результатам. Это объясняется тем, что в поиск решений задач помимо стандартных действий включаются и оригинальные — творческие, обусловленные как индивидуальными особенностями педагогов, так и воспитуемых. В этой связи в деятельности преподавателя выделяется особое качество — творчество, а сама она сравнивается с работой художника. Творческая индивидуальность педагога — это высшая характеристика его деятельности и как всякое творчество она тесно связана с его личностью.

Таким образом, гностический компонент деятельности педагога можно смоделировать подобным образом в виде этапов: 1) анализ педагогической ситуации; 2) формирование педагогических задач; 3) добыча новых знаний; 4) усвоение новых знаний; 5) анализ процесса решения задач; 6) результаты решения задач; 7) сопоставление результатов и реальной ситуации; 8) выявление отклонений результатов от поставленных целей; 9) анализ причин этих отклонений; 10) проектирование мер по устранению этих причин; 11) творческий поиск новых методов обучения, воспитания.

Для реализации данной модели гностической деятельности необходимы такие профессионально важные умения и психологические качества педагога высшей школы, как критическая оценка достоинств и недостатков своей личности, своей деятельности, самообразование, изучение новых методов обучения, воспитания и творческий подход к педагогической деятельности.

В заключении стоит отметить, что во все времена и у всех народов ценились хорошо подготовленные специалиты, мастера своего дела. Но и умелое обучение мастерству ценилось не меньше, чем остальное.

Педагогическое общение

Педагогическое общение
— профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.[2]

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв.

§ Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.

§ Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.

§ Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.[4]

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3]

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).[2]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: