Результаты для психолога, учителя, администрации

Таблица 3

Ученики Самооценка Оценка классом Отклонение самооценки Отклонение оценки классом от средней Оценка мальчиками Оценка девочками Оценка мальчиков Оценка девочек Оценка класса Уровень позитивности
                       
  Арбузов Н. 2,8 3,3 -0,5 0,2 2,8 3,8 3,2 3,3 3,2 -0,1
  Баранов О. 4,5 2,7 1,8 -0,7 2,7 2,8 0,0 4,3 4,3 1,00
  Глумов А. 3,4 2,1 1,3 -1,0 2,4 1,7 4,0 3,3 3,6 0,3
  Мухин П. 3,6 3,8 -0,2 0,7 4,1 3,6 2,5 2,3 2,4 -0,9
--------------------------------------------------
  Яковлева К. 4,4 4,3 0,1 0,9 3,7 4,5 2,9 3,8 3,5 0,2
  Класс 3,7 3,3 0,4   3,2 3,4 3,1 3,4 3,3  
  Мальчики 3,8 3,1 0,7   3,4 2,7 3,4 3,0 3,2  
  Девочки 3,7 3,4 0,3   3,0 3,6 2,7 3,6 3,4  

В таблицах содержится достаточно много информации как о самооценках учащихся, об их уровне и степени адекватности, так и о социометрических данных, показывающих, какое место занимает ученик в системе взаимоотношений в классе.

Все баллы в таблице 3 отражают среднюю оценку по сумме всех качеств. В третьей графе проставлены значения самооценок учащихся. Здесь сразу можно выделить тех учеников, у которых самооценки слишком высокие (Баранова О., Яковлева К.) или слишком низкие (Арбузов Н.).

В трех последних строках посчитана средняя самооценка по классу, а также — среди мальчиков и девочек.

В четвертой графе указана средняя оценка классом каждого ученика, а также мальчиков, девочек и всего класса в целом. Эти значения фактически представляют собой рейтинг популярности: по ним можно выделить группы наиболее популярных учеников (Яковлева К. и др.) и наименее популярных (Глумов А. и др.). Здесь хорошо видно, у кого из учащихся, по мнению класса, изучаемые качества проявляются ярко, а у кого они выражены слабо.

В пятой графе показаны отклонения самооценки от той оценки, которую данному ученику дает класс (это разница между значениями третьей и четвертой колонок). Здесь можно посмотреть, насколько завышена (Баранова О.) или занижена (Арбузов Н.) самооценка каждого ученика.

В шестой графе подсчитано отклонение оценки, которую дает класс тому или иному ученику, от средней оценки, которую в классе получили соответственно мальчики или девочки (в нашем случае 3,1 и 3,4).

В седьмой и восьмой графах представлено, как качества данного ученика оцениваются соответственно мальчиками и девочками, а в девятой и десятой графе — как он оценивает эти качества у мальчиков и девочек. Эти значения говорят о том, насколько популярен данный ученик соответственно среди мальчиков и среди девочек и насколько он симпатизирует мальчикам и девочкам.

В одиннадцатой графе представлена оценка ученика, которая дается им классу в целом, а в двенадцатой графе — отклонение этой оценки от средней по классу (в нашем случае 3,3). Это отклонение свидетельствует о позитивном или негативном отношении ученика к классу. Здесь психолога и учителя, наверное, могут заинтересовать как крайне негативные оценки класса (Мухин П.), так и крайне позитивные (Баранова О.).

Психологу, учителям и администрации также будут полезны данные, представленные в таблице 4. Здесь дается самооценка тех или иных качеств каждого ученика (отдельно — по качествам и средняя — по сумме всех качеств) и оценка этих качеств классом, а также самооценки и оценки классом мальчиков, девочек и класса в целом.

Таблица 4

Ученики Оцениваемые качества Cредние оценки
I II III IV V ученика класса
  Арбузов Н. 2,0 3,0 4,0 2,0 3,0 2,8  
  Оценка классом 2,9 3,2 3,0 3,5 3,7   3,3
  Баранов О. 4,0 4,0 0,0 5,0 5,0 4,5  
  Оценка классом 2,5 2,9 2,6 2,8 2,9   2,7
  Глумов А. 2,0 4,0 3,0 3,0 5,0 3,4  
  Оценка классом 2,1 1,9 2,0 1,9 2,6   2,1
  Мухин П. 3,1 4,2 4,3 3,0 3,4 3,6  
  Оценка классом 3,4 4,2 4,7 3,2 3,5   3,8
--------------------------------------------------
  Яковлева К. 4,0 5,0 4,0 4,0 5,0 4,4  
  Оценка классом 4,1 4,4 4,3 4,1 4,6   4,3
  Класс 3,0 4,1 3,6 3,5 4,3 3,7  
  Оценка классом 3,1 3,4 3,2 3,1 3,5   3,3
  Мальчики 3,4 3,8 4,0 3,3 4,5 3,8  
  Оценка классом 3,1 3,1 2,9 3,0 3,4   3,1
  Девочки 2,7 4,4 3,3 3,7 4,2 3,7  
  Оценка классом 3,1 3,5 3,4 3,2 3,6   3,4

По данной таблице можно посмотреть, например, на основании чего у учащихся складываются крайне завышенные или заниженные самооценки.

Программой выводятся еще две дополнительные таблицы. В таблице 5 представлены социометрические данные: это средние оценки (по всем качествам), проставленные учащимися друг другу. По таблице 6 можно определить степень субъективной позитивности этих оценок (относительно средних оценок, которые ученик получил от класса в целом).

Таблица 5

Ученики         ...  
  Арбузов Н. 2,8 0,0 2,0 4,0 ... 3,0
  Баранова О. 0,0 4,5 0,0 0,0 ... 5,0
  Глумов А. 3,2 2,7 3,4 4,2 ... 3,8
  Мухин П. 2,0 2,3 1,8 3,6 ... 2,7
----------------------------------------------------------------
  Яковлева К. 0,0 3,2 1,0 2,0 ... 4,0

В строке «Арбузов Н.» стоят средние баллы, которые он проставил всем одноклассникам (см. по их порядковым номерам в графах). Таким же образом проставлены баллы в последующих строках.22222

Здесь можно посмотреть, какие баллы получил тот или иной ученик (по его порядковому номеру). Например, в приведенной таблице графа с номером 4 — это Мухин, он получил баллы: 4,0 — от Арбузова, 0,0 — от Барановой и т.д.

По данной таблице можно выяснить, из каких оценок складываются средние баллы таблицы 3. Например, позитивное отношение Барановой О. к классу (уровень позитивности — 1,00) определяется высокими оценками девочек, данными ей. Ее уход от оценки мальчиков может свидетельствовать о негативном отношении к ним, за которым могут скрываться какие-либо значимые личные проблемы.

Таблица 6 составлена так же, как и таблица 5, но баллы в ней показывают отклонение оценки, данной учеником какому-либо однокласснику, от среднего балла, который последний получает от класса. Например, Арбузов Н. (см. первую строку) свои качества оценивает на 0,5 балла ниже, чем их оценивает класс, качества Барановой О. он не оценивает совсем, Глумова А. он оценивает на 0,1 балла ниже, чем класс, Мухина П. — на 0,2 балла выше и т.д.

По таблицам 5 и 6 хорошо прослеживаются взаимные предпочтения и отторжения между учащимися в классе. Например, видны достаточно доброжелательные отношения между Барановой О. и Яковлевой К. (оценивают друг друга заметно выше, чем класс) и явно антагонистические отношения между Мухиным П. и Яковлевой К. (оценивают друг друга заметно ниже, чем класс).

Таблица 6

Ученики         ...  
  Арбузов Н. -0,5 - -0,1 0,2 ... -1,3
  Баранова О. - 1,8 - - ... 0,7
  Глумов А. -0,1 -0,1 1,3 0,4 ... -0,5
  Мухин П. -1,3 -0,4 -0,3 -0,2 ... -1,6
----------------------------------------------------------------
  Яковлева К. - 0,5 -1,1 -1,8 ... -0,3

В заключение надо отметить, что получаемые оценки не являются объективной характеристикой ученика, они лишь отражают особенности его взаимоотношений с конкретным классом. Но именно эти конкретные взаимоотношения обычно и представляют наибольший интерес для педагогов и психолога при проведении коррекционно-воспитательной работы.

Данная методика успешно опробована нами в разных параллелях, начиная с четвертых классов. Мы можем поделиться опытом работы, поэтому, как уже было сказано, желающим можем выслать нашу программу обработки анкет с подробной инструкцией. Программа составлена с учетом возможности ее использования в формате DOS на любой модели компьютера IBM PC/АТ (с центральным процессором 286 и выше) с дисководом «А» для флоппи-дисков. Необходимым условием применения программы является наличие на жестком диске программы «Norton Commander» (или подобной ей), а также текстового редактора «Лексикон» (или подобного ему), которые обеспечивают работу с текстовыми файлами в формате DOS. Для вывода результатов обработки желательно иметь принтер формата А3.

Виктор ЦЫЛЕВ,
психолог гимназии № 6
Владимир МЕЛЬНИЦКИЙ
инженер гимназии № 6,
г. Мурманск


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: