-Способствовать овладению знаниями, позволяющих грамотно применять приемы гештальт – подхода и психодрамы в психокоррекционной деятельности в условиях психологического центра, общеобразовательной школы, детского психологического интенсива;
-Способствовать формированию знаний и представлений о разных формах детской и подростковой дезадаптации и патогенных реакций на стрессы различной степени тяжести;
-Овладение методикой применения гештальт-эксперимента;
- Изучение возможностей и ограничений гештальт-метода и психодрамы в работе с детьми;
-Осмысление специфики работы и особенностей профессиональной позиции гештальт-консультанта и психодраматерапевта в учреждениях разного типа, специфических проблем, встающих перед специалистом в краткосрочной и долгосрочной работе;
-Осмысление взаимосвязи гештальт- метода и психодрамы между собой и влияние их на динамику и содержание психокоррекционной работы. Определение места исследуемых подходов с другими психотерапевтическими парадигмами;
|
|
Курс призван помочь:
- в осознавании специалистами по работе с детьми особенностей применения гештальт-подхода в процессе организации социально-психолого-педагогических мероприятий, направленных на разностороннюю коррекцию личностных характеристик ребенка и подростка с последствиями ПТСР;
- в оснащении обучающихся необходимыми для проведения коррекционной работы профессиональными умениями и навыками. Основное внимание в курсе отводится анализу содержания и методики, проведения гештальт-экспериментов, направленных на выявление личностных ресурсов ребенка и его родителей, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. В программе рассматривается комплекс психолого-педагогических условий, необходимых для успешной реализации, программ психологического сопровождения ребенка с применением методов гештальта и психодрамы, как в условиях образовательного учреждения, так и в условиях специализированных центров.
В лекционных занятиях освещаются теоретические аспекты психокоррекционной работы, где особое место уделяется психологическим характеристикам типов возможного реагирования в условиях военных, межэтнических и межличностных конфликтов, стрессов, угрозы террористических актов, так же дается анализ механизмов прерывания контакта у детей и подростков и связанных с ними фрустрационных реакций и особенностей их дезадаптивного поведения. В ходе теоретических занятий у участников есть возможность сравнить особенности психологической помощи детям и их родителям в различных психотерапевтических парадигмах. Особое внимание в курсе уделено освящению теоретических, методических и технологических аспектов применения с детьми артгештальта.
|
|
Большое внимание уделяется также обзору современных психосоциальных технологий обучения взрослых (тренинги, студии, панорамы опыта и др.), а также психотерапевтических техник и школ (гештальт-подход в работе с педагогами, возможности психо- и социодрамы, аксиодрама о ценностях позиции родителя или педагога-исследователя и др.).
Практические занятия посвящены отработке особых навыков гештальт –терапевта и психодрама – терапевта, которые применяются в социально-психологической диагностике межличностных отношений в детском и подростковом коллективах, в индивидуальном и семейном консультировании; при проведении социально-психологических тренингов, студий, ОДИ и других форм психосоциальной работы.
Важным разделом программы является раздел, посвященный специфике коррекционной работы с агрессивными детьми и подростками и специализированной помощи психолога и социального педагога детям и подросткам из неполных семей.
При изучении отдельных разделов курса слушатели разработают индивидуальный план коррекционной работы с ребенком, 2 кейса с протоколами (10+10), а по окончании полного курса сдают квалификационный зачет по программе.
Примерный учебно-тематический план курса
«Особенности применения гештальт подхода и психодрамы с детьми и подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации»
№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контр. | ||||
Лекции | Практ. Зан. | Конс. | ||||||
1. | Содержание и методика индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с детьми и подростками | |||||||
1.1 | Цели и задачи психокоррекционной работы. Виды и задачи программ психологической помощи для детей с осложненным поведением.Понятие детской психотерапии и психокоррекции. | |||||||
1.2 | Моделирование психотерапевтических программ для детей и подростков | |||||||
1.3 | Специфика программ по формированию социальных умений у детей и подростков в условиях осложненной социальной ситуации. | |||||||
1.4 | Диалог в терапевтическом процессе, как необходимое условие личностных изменений клиента. | |||||||
2. | Содержание деятельности гештальт-терапевта и психодрама терапевта по оказанию психологической помощи подросткам и старшеклассникам. | |||||||
2.1 | Агрессия детей и подростков как социальная проблема современного общества | |||||||
2.2 | Аутоагрессия как личностная проблема подростков. Профилактика суицидального риска в условиях общеобразовательной школы. | Инд. план работы с подростком, склонным к асоциальному поведению | ||||||
2.3 | Особенности гештальт-эксперимента при работе с детьми и подростками. | |||||||
2.4 | Применение приемов психодрамы и социодрамы при проведении групповых занятий по формированию толерантного сознания и толерантных отношений в детско-подростковых сообществах. | |||||||
Особенности работы психодрама терапевта и гештальт терапевта с посттравматическими стрессовыми расстройствами. | ||||||||
3.1 | Психокоррекционная работа по предупреждению агрессии и насилия, реабилитация их жертв, особенности работы с ПТСР | |||||||
3.2 | Психологическая помощь гештальт-терапевта и психодрама-терапевта пострадавшим на разных стадиях развития ПТСР | |||||||
3.3 | Общие схемы регуляции эмоций. Приемы экстренной психологической помощи для дошкольников, младших школьников, старшеклассников. | |||||||
3.4 | Техники гештальта и психодрамы в процессе консультирования и терапии детей и подростков | |||||||
3.5 | Особенности применения артгештальта в работе с детьми и подростками. | |||||||
Содержание и методика работы психотерапевта с семьей пострадавшего ребенка и педагогами работающими с ним | Модель проф. трен. с педагога ми | |||||||
4.1 | Цели и задачи обучения профессионалов в области оказания помощи населению в кризисной ситуации. | |||||||
4.2 | Специфика гештальт-подхода и психодрамы по формированию профессиональной компетентности педагогов, оказывающих помощь детям оказавшимся в сложной жизненной ситуации. | |||||||
4.3 | Особенности психодраматического подхода а работе с семейной системой, пережившей кризисную ситуацию. | |||||||
4.4 | Возможности гештальт –подхода и психодрамы при проведении профессиональных тренингов, посвященных формированию психологического здоровья учителей и учащихся | |||||||
Итоговый контроль: | Квалификационный зачет по программе курса 6 ч. | |||||||
Итого: | ||||||||
|
|