Водоизмещение..............................................................20 600 т
Главные размерения:
длина.......................................................................... 209,1 м
ширина........................................................................... 36 м
осадка................................................................................8 м
Наибольшая скорость хода............................................28 узл.
Экипаж.........................................................................685 чел.
Вооружение: самолеты «Си Харриер» — 9, вертолеты «Си Кинг» HAS-6 — 9, вертолеты «Си Кинг» EW-2 — 3, ЗРК «Си Дарт» — 2х2
Великобритания является единственной в мире страной, в составе ВМС которой находится специализированный учебный авианосец. В 1987 году английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус», переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» итальянской постройки 1981 года. С началом Фолклендского конфликта этот контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре СВВП «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу — компании «Си контейнерз», но в 1984 году ВМС приняли решение выкупить «Котендер Безант» и переоборудовать его в учебный авианосец.
|
|
А. 58. Рис. Британский учебный авианосец «Аргус». Водоизмещение 28 480 т, длина 175 м, ширина 30,5 м, осадка 8,1 м, экипаж 401 человек (137 авиационная группа), скорость 18 узлов. Вооружение: четыре 30-мм зенитных установки, 20 самолетов и вертолетов.
Реконструкция проходила с 1984 по 1987 годы в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Носовая надстройка была дополнена большим блоком, в котором расположены оперативный пост, посты связи и управления полетами, помещения для предполетной подготовки, жилые помещения. Контейнеровоз имел две дымовые трубы, установленные побортно на небольших надстройках в кормовой части; в ходе модернизации надстройка левого борта вместе с трубой была демонтирована, а надстройка правого борта передвинута ближе к середине корпуса.
А.59., а.60., а.61.,
Однако наиболее полно опыт Фолклендского конфликта воплотился в проекте десантного вертолетоносца «Оушн». Корабль полным водоизмещением 20 500 тонн был заложен в 1994 году, спущен на воду в 1996 году, ввод в строй намечен в 1998 году. Формально его назначение — переброска в любую точку Мирового океана батальона морской пехоты. Корабль рассчитан на базирование 12 вертолетов «Си Кинг» НС Mk.4. Однако радиоэлектронное оборудование вертолетоносца позволяет использовать его в качестве флагмана соединения, а конструкция позволяет принимать на борт СВВП, то есть корабль, по сути, является многоцелевым авианосцем. Таким образом, «Оушен» совмещает функции вертолетоносца, войскового транспорта и штабного корабля. Корабль создается на базе проекта легкого авианосца типа Инвинсибл.
|
|
А. 62. Рис. Десантный вертолетоносец «Оушн». Водоизмещение 21 758 т, длина 203 м, ширина 36,1 м, запас хода 8000 миль, скорость 19 узлов, экипаж 255+260 чел. летного состава + 480 чел. десанта. Вооружение: зенитные установки – 3 «Вулкан» MK.15; вертолеты – 18.
А.63., а 64.
Основная задача вертолетоносца – быстрая доставка и высадка морского десанта с вертолетов. Судно несет 255 человек экипажа, 206 человек летного состава вертолетов и 480 морских пехотинцев, дополнительно на короткий срок на борт может быть принято еще 320 десантников. Судно может быстро переоборудоваться под транспорт вмещающий до 40 наземных транспортных средств или 5 средних десантных катеров. Полетная палуба корабля размером 170x32.6 м рассчитана на двенадцать вертолетов EH101 Merlin и шесть вертолетов Lynx и имеет два грузоподъемника, для транспортировки вертолетов из ангара на палубу.
В Англии давно ведутся работы по формированию концепции нового авианесущего корабля XXI века — преемника «инвисиблов», которые предназначались в первую очередь для поиска и уничтожения советских субмарин в Северной Атлантике. После окончания холодной войны и распада СССР угроза морским коммуникациям Англии в Атлантики резко уменьшилась, и новые авианесущие корабли предполагается оптимизировать для решения задач ПВО и нанесения ударов по береговым целям.
А.65. Рис. Авианосец типа «Принс оф Уэльс» (проект). Водоизмещение 50 000/64 500 т.; основные размерения 283x69x9,5 м, скорость 26,3 узлов, дальность плавания 10 000 миль (15 уз.), автономность 45 суток, экипаж 1800 чел. Вооружение: 30 F-35B; вертолеты EH-101; 4 ДРЛО; 6 ПЛО; 3 ЗАК; 4x30-мм АУ
ВМС Великобритании рассчитывает получить новые авианосцы в 2012–2015 годах. Они станут первыми кораблями тяжелого класса, которые войдут в состав флота с 1970-х годов, когда британский флот расстался с последними ударными авианосцами. Запланированные к постройке авианосцы уже получили имена – «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэллс», традиционные для тяжелых кораблей британского флота. Водоизмещение каждого из них составит 50/64 тысячи тонн, длина – 275 м, ширина (по угловой палубе) – до 70 м. Корабли будут оснащены газотурбинной энергетической установкой и вспомогательными дизелями. Скорость хода, по проекту, составит не меньше 28 узлов. На каждом из авианосцев планируется разместить авиакрыло в составе 32 истребителей F-35B и 12-16 вертолетов EH-101.
Впрочем, не все идет гладко – следует отметить, что в результате возникших противоречий о цене проекта, характеристики кораблей и время их ввода в строй могут быть пересмотрены. Пока подписание контракта на строительство новых авианосцев для Британского Королевского флота отложено. Причиной переноса сроков заключения контракта стали разногласия по вопросу о цене новых авианосцев. Впрочем, представители ВМС Великобритании утверждают, что соглашение обязательно будет подписано в срок до марта 2008 года, а ранее распространенные в ряде СМИ сведения о 18-месячной задержке проекта не соответствуют действительности. Предполагается, что первый корабль будет заложен в конце 2008 года и спущен на воду в 2012 году, а к 2015 году оба авианосца должны войти в строй.
а.66, а.67, а.68, а.68-1
Кроме того, перспективные британские авианосцы могут остаться без новых самолетов. Если головной корабль серии CVF – «Куин Элизабет» – войдет в состав флота в 2014 году, то предполагается, что авианосец будет вооружен истребителями нового поколения F-35, которые заменят в составе морской авиации и ВВС Великобритании истребители «Харриер». Однако, по мнению представителей министерства обороны Великобритании, в связи с затруднениями в разработке истребителя и постоянным ростом его цены сформировать к 2014 году первое боеспособное авиакрыло на истребителях F-35 для ВМС Великобритании скорее всего не удастся. В этом случае первыми боевыми самолетами для новых британских авианосцев станут модернизированные «Харриер» GR9, в настоящее время базирующиеся на кораблях типа «Инвинсибл».