В Италии имеется легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди» (С551), который является флагманским кораблем итальянского флота. Он введен в боевой состав в 1985 году. В перспективе планировалось построить второй авианосец такого типа. Он даже получил название «Джузеппе Маззини». Однако финансовые трудности вынуждали откладывать его строительство, а затем был пересмотрен его проект. По новой разработке концепция «Джузеппе Маззини» больше соответствует испанскому легкому авианосцу «Принц Астурийский», его полное водоизмещение определено в 12 000 тонн.
А. 97. Рис. Крейсер-вертолетоносец «Андреа Дориа» (Италия, 1964 г.).
Еще в 1960-е годы в состав ВМС Италии вошли три крейсера-вертолетоносца «Андреа Дорио», «Кайо Дунлио» и «Витторио Венетто», причем последний был достроен по переработанному проекту. Количество вертолетов, базирующихся на этом корабле, было увеличено с четырех на первых двух крейсерах до девяти на «Витторио Винетто». Опыт эксплуатации этих кораблей привел командование ВМС к выводу, что полноценный авианесущий корабль должен иметь на борту смешанную авиагруппу, состоящую из СВВП и вертолетов. Сейчас все эти корабли выведены в резерв.
|
|
А.98. Рис. Крейсер-вертолетоносец «Витторио Винето» (Италия, 1969 г.). В передней части корпуса корабля размещались сдвоенные пусковые ракетные установки «Терриер» класса «море—воздух» или противолодочные ракетные установки «Асрок», восемь 76-мм зенитных орудий в одиночных башнях (по четыре с каждого борта) и два строенных противолодочных торпедных аппарата. Двухвинтовой двигательный комплекс позволяет судну развивать скорость 32 узла
А.98-1. Крейсер «Витторио Винето» – один из первых вертолетоносцев, имеющих обширную взлетную палубу и штатный комплект из девяти вертолетов.
«Джузеппе Гарибальди» был заложен в 1981 году тоже как крейсер-вертолетоносец. Это вызвано тем, что по конституции Италии вооруженные силы носят оборонительный характер, авианосец же считается оружием наступательным. Таким образом, военным и политикам удалось обойти закон. «Джузеппе Гарибальди» предназначен для решения широкого круга задач: борьбы с подводными лодками и надводными кораблями во главе поисково-ударной корабельной группировки, для выполнения функций флагманского корабля ВМС Италии, завоевания местного превосходства в воздухе и оказания непосредственной авиационной поддержки наземным войскам в десантный операциях ограниченного масштаба.
А.99. Рис. Крейсер-авианосец «Джузеппе Гарибальди» (Италия, 1985 г.). Водоизмещение 10 100/13 850 т; основные размерения 180/33,4/6,7 м; скорость 30 узлов; дальность плавания 7000 (20) миль; экипаж 550 + 230 + 45 чел. Вооружение: 8 HARRIER AV-8; 6 SEA KING; 8 TESEO Mk2; 2х8 ALBATROS; 3х2 40-мм АУ; 2х3 ТА
|
|
В.1 Рис. Схема полетной палубы авианесущего крейсера «Джузеппе Гарибальди» (БК стр. 475 верхний рис.)
Корабль введен в боевой состав итальянских ВМС в июле 1985 года. При создании «Джузеппе Гарибальди» особое внимание было уделено (с учетом опыта англо-аргентинского конфликта 1982 года) вопросам борьбы с самолетами и противокорабельными ракетами противника. Противовоздушная оборона корабля обеспечивается двумя восьмизарядными ПУ ЗРК «Альбатрос» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) «Аспид». Общий боезапас комплекса 72 ракеты (по некоторым данным — 90), из них 16 находятся на пусковых установках, 32 — в устройствах быстрой перезарядки барабанного типа и 24 – на стеллажах. Для наведения ЗУР «Аспид» предназначены три комплекта электронно-оптической аппаратуры, каждый из которых включает инфракрасный и телевизионный прицелы, а также лазерный дальномер. Как следует из сообщений западной печати, эффективная дальность стрельбы комплекса составляет до 14 км.
в.2, в.3, в.4, в.5.
Для борьбы с противокорабельными ракетами авианосец оснащен тремя 40-мм спаренными артустановками «Бреда Компакт» зенитного артиллерийского комплекса «Дардо» с РЛС управления оружием КТМ-20Х «Орион». Каждая артустановка имеет боезапас 736 снарядов в ленте и скорострельность 600 выстр./мин, что обеспечивает, по мнению зарубежных специалистов, последовательное уничтожение не менее восьми целей. Дистанционный взрыватель снаряда подрывает его на расстоянии 1,0—4,5 м от цели. Вероятность поражения обнаруженной ПКР на дистанции 700—3000 м, по свидетельству иностранной прессы, достигает 0,98. Для защиты от торпедного оружия противника корабль оснащен буксируемой гидроакустической ловушкой.
Боевая информационная управляющая система корабля №N-20, как отмечается в западной печати, обеспечивает одновременную обработку данных о 200 целях. Данные о целях и тактической обстановке поступают от вертолетов и кораблей охранения по каналам связи «Линк-11» и «Линк-16».
В.6.
Авиационное вооружение «Джузеппе Гарибальди» помимо вертолетов состоит из истребителей-штурмовиков с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, что, по мнению итальянских специалистов, может существенно повысить боевые возможности корабля. Оптимальным считается вариант размещения на нем восьми самолетов и шести вертолетов. Подсчитано, например, что это позволит обеспечить перехват воздушных целей на удалении до 740 км, воздушное патрулирование в течение 1,5 ч на расстоянии около 180 км от корабля, нанесение ударов авиационным управляемым оружием по морским целям на дальности 370 км и по наземным — 180 км с бомбовой нагрузкой до 2000 кг. Основное вооружение: до 18 летательных аппаратов (состав авиагруппы может быть различным; один из вариантов – 6–8 самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой АУ-8В «Харриер-2» и 4 вертолета 8Н-ЗО «Си Кинг»), 4 одноконтейнерные ПУ ПКРК «Отомат», 2 восьмизарядные ПУ ЗРК «Альбатрос», 3 спаренные 40-мм артустановки ЗАК «Дардо», 2 ПУ для стрельбы 105-мм МУР, 2 трехтрубных 324-мм торпедных аппарата.
В.7, в.8, в.9.
Как считают зарубежные военно-морские специалисты, ввод в боевой состав ВМС Италии легкого авианосца значительно повысил боевые возможности итальянского флота, а опыт его проектирования, строительства и эксплуатации будет использован при создании ведущими странами НАТО авианесущих кораблей нового поколения.
В.10. Рис. Итальянский авианосец «Конте Ди Кавур» (Conte Di Cavour). Водоизмещение 26 500 т, основные размерения 244/39/6,6 м, скорость 28 узлов, дальность плавания 7000 миль (16 уз.), экипаж 451 + 203 чел., 360 чел. десанта + 145 чел. штаб + 50 БМП + 4 LCVP. Вооружение: 8 F-35B; 12 EH-101; 4х8 УВП ASTER-15; 2х76-мм Ото Мелара + 2x25-мм.
|
|
В.11, в12.
Авианосец AV-550 «Кавур» (Conte Di Cavour), ввод в строй которого был запланирован на 2008 год, является кораблем нового типа, так как совмещает в себе функции легкого авианосца и универсального десантного корабля. Длина авианосца 244 метра, ширина – 39 метров. Он способен взять на борт 1210 военнослужащих, более 27 тысяч тонн груза. Корабль может находиться в автономном плавании 18 дней и пройти 7000 морских миль. Он, например, способен дойти до Персидского залива, использовав всего половину своего топлива. Его максимальная скорость – 28 узлов. Корабль оснащен полетной палубой, которая подходит для вертолетов и обеспечивает вертикальный взлет или короткий старт истребителей. Ангар имеет площадь около 2500 м², в нем также можно разместить грузы и боевую технику (До 20 танков). Возможно базирование восеми самрлетов VTOL (вертикального взлета и посадки), таких как AV-8B «Харриер» или F-35, и 12 вертолетов. Решено, что в состав его авиагруппы войдут как истребители AV-8B, так и американские F-35 (JSF). Кроме того, на корабле будут базироваться и новые вертолеты EH101 – 20 вертолетов данного типа уже приобретены итальянским правительством.
Строительство авианосца «Кавур» началось 17 июля 2001 года, спуск на воду осуществлен 20 июля 2004. Ходовые испытания начались в декабре 2006 года, и он был официально сдан флоту 27 марта 2008. Полный ввод в строй (FOC) состоялся в начале 2009 года. Cavour станет новым флагманом итальянского флота. Общая стоимость проекта около 1,5 млрд. евро.
Корабль назван в честь одного наиболее видных государственных деятелей Италии ХIХ века – министра графа Кавура, который много сделал для объединения страны, а в 1861 году принял решение об организации Королевского флота. Имя Кавура посоветовал дать будущему флагманскому кораблю ВМС лично президент Чампи. «Этот корабль заслуживает восхищения и будет вызывать уважение и эмоции у любого, кто его увидит. С такими военными кораблями мы можем претендовать на стратегическую роль в командовании всеми военными операциями Европейского Союза», – заявил в ходе торжественной церемонии в Рива-Тригозо президент Италии Карло Адзелио Чампи.При создании авианосца были использованы новейшие технологии. Это позволило президенту Чампи заявить о том, что строительство подобных военных кораблей открывает новые возможности и для гражданской промышленности Италии.
|
|