Темперамент и деятельность

С последним обстоятельством связана еще одна проблема исследования темперамента - проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками поведения человека в различных видах деятельности. Существование в психике человека устойчивых динамических, энергетических характеристик, формирующихся на основе биологических факторов, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергетические возможности. Зная свои энергетические особенности, человек может осознанно регулировать режим, ритм, интенсивность различных видов деятельности.

Динамические черты личности человека выступают не толь­ко во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темпера­мента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельно­сти. Но главное заключается в том, что различия по темпера­ментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем дости­жений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, кото­рые можно определить как нормальные. Таким образом, неза­висимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особен­ности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показы­вают, что в зависимости от особенностей темперамента изме­няется способ осуществления самой деятельности.

Еще Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Раз­вивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провел исс­ледования с целью установить зависимость между способом вы­полнения действий и особенностями темперамента. В этих ис­следованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельно­сти как путь к достижению результатов или способ решения оп­ределенной задачи, обусловленный главным образом типом нер­вной системы. Результаты исследований подавляющего большин­ства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и по­движность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Врожденные особенности темперамента проявляются у че­ловека в таких психических процессах, которые зависят от вос­питания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием харак­терных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая ско­рость реакции у опытного водителя, летчика, боксера — необя­зательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофи­зиологическими качествами, поскольку часть требуемых неко­торыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слаборазвитое чувство времени или малая скорость двигатель­ной реакции могут быть развиты путем индивидуальной трени­ровки лишь в определенных пределах. В целях профессиональ­ного отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характе­ристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к различным специаль­ностям. Важен не только профессиональный отбор, но и проф­ориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой дея­тельности, которая соответствовала бы не только его интере­сам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профес­сиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенно­стями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если ра­бота, требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не име­ют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это невер­но: именно они особенно легко осуществляют медленные и плав­ные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотип­ных способов действия, пунктуально соблюдая однажды при­нятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной систе­мой — меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляе­мость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда усло­вия и способы деятельности строго регламентированы и не до­пускают включения индивидуальных приемов.

С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важ­но в своей деятельности учитывать возможный тип темпера­мента своих воспитанников. Вот какие советы дает Р.М.Грановкая: полезно контролировать деятельность холерика как мож­но чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необ­ходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить но­вые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно вклю­чать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отно­шении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершен­ном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он тре­бует особого внимания, следует вовремя хвалить его за прояв­ленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброже­лательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особен­ностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслитель­ных операций, устойчивость и переключаемость внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: