Вечерняя «свечка»

Во время вечерней «свечки» участники могли выразить свои впечатления о дне в традиционных дневниках. Вот запись «открытий дня» из дневника участницы лагеря:

«День был очень большой/.'/ Сутра мне было немного скучно, и хотелось чего-то поэкстремальнее, днем узнала много интересного и полезного, я могла поговорить о моих проблемах, выговориться и даже попробовать их решить. В новой команде мне стало почему-то гораздо легче общаться и высказывать свое мнение...

Очень важно и интересно было поговорить о теме наркомании, узнать, какие бывают последствия. Я теперь точно знаю, что наркотики - это не круто! Сегодня я училась спасать людей, много общалась с ребятами. После сегодняшнего дня я не боюсь разговаривать с теми, кого раньше избегала. Вечером появились яркие впечатления, а может быть — просто энергичность. Мы делали салоны-мастерские релаксации, было очень интересно делать что-то для других самой. А еще мне понравились салоны, которые делали другие команды: я совершенно не ожидала, что некоторые ребята такие творческие, такое придумывают...

По-моему сегодняпервый день, когда я по-настоящему могла делать то, на что способна. И приятно, что это замечают другие участники... Раньше мне что-то мешало: может, команда такая была, а может, это было что-то внутри меня.

А еще я помогла С. Наверное, это получилось, потому что мы сегодня практиковались, как помочь людям и сочувствовать. Может быть, это и есть искусство, которое я сегодня приобрела?..»

Вечером тренеры, как обычно, засиделись за анализом дня, долго обсуждали вечернее мероприятие. Вот некоторые выдержки из дневника тренера:

«В этот день вначале отметился некоторый спад динамики, связанный с усталостью участников, сложным в эмоциональном плане предыдущим днем.

В этом смысле было логично проведение легкой эстафеты в образованных в этот день командах. Упражнения эстафеты не требовали от участников серьезных усилий, они были гораздо легче, чем упразднения «Дня экстремала», но при этом давали возможность активизировать всю группу, продемонстрировать командную работу.

Однако не стоит недооценивать значение этапа анализа эстафеты, так как это ключевой момент, на основе которого строится все последующее содержание дня. Именно на этом этапе определяются понятия «конструктивные» и «неконструктивные» способы поведения в сложной ситуации, выделяются темы, с которыми предполагается работать дальше. Анализ эстафеты важно провести очень четко, чтобы участники осознали цели дальнейшей работы.

Образование новых команд помогло сгладить многие конфликты внутри группы, разрядить напряжение между участниками, оставшееся после предыдущего дня. Оказавшись в новых командах, участники получили возможность проявить себя с иной стороны, полнее раскрыть свой потенциал, установить иные взаимоотношения с участниками группы. Во многом этому способствовала и логика содержания дня, начавшаяся с достаточно легкой командной работы на эстафете, продолжившаяся в информационном блоке о неконструктивных способах поведения в сложной ситуации и информационно-практических занятиях о способах преодоления трудностей.

И, наконец, кульминацией дня стала самостоятельная деятельность участников, что дало возможность не только применить на практике навыки, полученные за день, но и ярко проявить свой потенциал, предъявить себя окружающим с позитивной стороны.

Однако полностью напряженная атмосфера не была снята, в связи с чем большое количество ребят в течение дня обращались за индивидуальной поддержкой к тренерам. Помимо этого, в ходе работы в этот день несколько раз спонтанно возникали ситуации, которые требовали оперативного реагирования со стороны тренеров и разрешения их. Тем не менее, к концу дня был заметен подъем, снизилось число открытых негативных реакций, что помогло на следующий день повысить динамику и включить ребят в работу не столько на эмоциональном, сколько на рациональном уровне. Скорее всего, подобная динамика дня стала очевидным следствием предыдущих дней работы с их сложными спадами и подъемами в эмоциональном состоянии участников. При этом мероприятия данного дня, содержащие переход на рациональный уровень восприятия информации, включение активной позиции участников в области поддержки других и самоподдержки, во многом повлияли на эмоциональное состояние и поведение участников, отразились на динамике последующих дней работы в лагере».

День 6.
УРОКИ СОТВОРЕНИЯ И ПОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛОВ В МАСТЕРСКОЙ МУДРЕЦА [7]

Идея дня: Мудрость — это то, что приходит с опытом. Как правило, это происходит ближе к концу жизни. Юности свойственна порывистость и пылкость. И все же для того, чтобы состояться как личность, не потеряться в буре страстей и потоке новых впечатлений, подростку необходимы некоторые навыки рефлексии собственной жизни. В нашем тренинге под «Искусством мудреца», прежде всего, подразумевается умение ставить пред собой жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и находить ресурсы для их преодоления. Мудрец умеет видеть ценность и смысл в любой ситуации, извлекать уроки из личных переживаний и брать из своего опыта и опыта других людей лучшее для развития своей личности и достижения своих жизненных целей. Сверхзадача этого дня — интеграция всего полученного в процессе тренинга опыта в собственную жизнь, интеллектуальное и эмоциональное подведение итогов этого необычайно насыщенного отрезка жизни.

Задачи дня:

ü формирование и развитие навыков перспективного видения, моделирования своего будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей;

ü расширение взгляда на собственную жизнь, оценка временной перспективы жизни, осознание связанности личной жизни каждого с жизнями других людей;

ü подведение эмоционального итога лагеря, оценка опыта, приобретенного за время работы.

Этот день — последний содержательный день лагеря-тренинга, потому одной из его главных задач было подведение итогов, обобщение результатов всего лагеря, той мудрости, которую обрели участники во время этого психологического марафона. Рациональный обобщающий итог был подведен через выстраивание «линии жизни», что позволило переоценить то, что было пройдено, и попытаться уложить полученный опыт в систему, которая поможет в достижении собственных жизненных целей. Затем эмоциональный переход к окончанию — возвращение (с помощью рисованных коллажей каждого дня) к тому, что было в лагере, а в конце — вечерний костер с общением, гитарой, жареными сосисками и танцами.

Материалы: Ватман, маркеры, фломастеры, ручки, большая бумага, краски, кисточки, листы АЗ и А4, свечи, необходимые материалы для костра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: