Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

__________________________________________________________________________

Планы семинарских занятий

1.Введение в философию

  1. Определение философии. Философия как любовь к мудрости.
  2. Мудрость и философия: сократовский метод исследования человеческой мудрости (Платон «Апология Сократа»).
  3. Философия как особый вид знания. Сравнение философии с религией, наукой и искусством.
  4. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование.
  5. Философия как «предельное вопрошание». Понятие антиномии философского разума.
  6. Философия и метафизика. Исторические формы метафизики.
  7. Цель и назначение философии.

2.Введение в историю философии

1. Предмет и метод истории философии. Философия и история философии.

2. Соотношение истории философии с историей других областей знания (мифологией, религией, наукой, искусством, идеологией и т.д.).

3. Г.В.Ф. Гегель о начале философии и её истории (по работе «Лекции по истории философии»).

4. Генезис философии и его основные особенности.

5. Фундаментальные культурно-исторические типы философии, их соотношение и характеристика.

6. Основные принципы типологизации философских учений: марксистский принцип, типологизация В.С. Соловьёва, классификация Н.А. Бердяева, типология С.Н. Булгакова.

7. Периодизация истории философии.

3. Философская онтология

1. Соотношение бытия, сущего и ничто. Понятия «действительность» и «реальность».

2. Единое и многое: их соотношение.

3. Духовное и материальное начала бытия.

4. Соотношение понятий «дух», «душа», «ум».

5. Понятия «материя» и «тело». Особенности человеческой телесности.

4. Гносеология

1. Понятие знания, его гносеологические и ценностные характеристики. И. Кант о соотношении знания, мнения и веры.

2. Истоки и смысл процесса познания. Основные уровни и формы познания.

3. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция. (Лосский Н.О. Интуитивизм).

4. Проблема познаваемости мира в истории философии.

5. Проблема источника и методов познания в истории философии. Эмпиризм (сенсуализм) и рационализм как основные направления в теории познания.

6. Философские представления о сущности истины. Критерии истины.

5. Философия и методология науки

1. Понятие науки. Её истоки и метафизические основания.

2. Понятие техники. Её характеристики.

3. Ценность научного знания. Его характеристики.

6. Социальная философия

1. Предмет социальной философии. Социальная философия как система.

2. Общество как объект философского анализа. Философское осмысление проблемы соотношения общества и государства.

3. Понятие общественного бытия человека в истории философии. Экономические и духовные основы общественной жизни.

4. Законы природы и законы общества.

5. Своеобразие философского взгляда на историю в сравнении с религиозно-мифологическим и историографическим.

6. Н.А. Бердяев о сущности исторической реальности (по работе «Смысл истории»).

7. Сущность и основные черты циклических концепций исторического развития. Идея тождественности и подобия циклов. Теория культурно-исторических типов (Н.Я Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби).

8. Сущность и основные черты линейных концепций исторического развития. Понятие «осевого времени» и цели истории в философии К. Ясперса.

7. Философская антропология

1. Понятие и предмет философской антропологии. Традиция «человекознания» в истории философии. Место философской антропологии в системе философских дисциплин XX века.

2. Уникальность природы человека и способы её религиозно-философской интерпретации.

3. Проблема сущностного определения человека в истории философии (по работе М.Шелера «Положение человека в Космосе»).

4. Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность».

8. Философия образования

  1. Философские основания идеи образования.
  2. Сущность и смысл образования.
  3. Различия и тождество образования и воспитания.
  4. Воспитание как целостный процесс. Сакральный смысл процесса воспитания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: