В зависимости от содержания примесей первичный алюминий подразделяют на три класса: особой чистоты - А999 (99,999% Al); высокой чистоты - А995 (99,995% Al), А99 (99,99% Al), А97 (99,97% Al), А95 (99,95% Al) и технической чистоты: А85, А8, А7, А6, А5, А0 (99,0% Al).
Технический алюминий, выпускаемый в виде листов, профилей прутков и др., маркируют АД0, АД1. Из него изготовляют провода, кабели, теплообменники, фольгу, посуду, цистерны и т.д.
Все сплавы алюминия можно разделить на деформируемые, предназначенные для получения полуфабрикатов в виде листов, прутков, профилей, труб и т.д., а также поковок, штамповок (таблица 3.3) и литейные, предназначенные для фасонного литья (таблица 3.4).
Принципы маркировки алюминиевых сплавов следующие. Буква «Д» обозначает сплав типа дуралюмин, буква «А» в начале марки - технический алюминий (АД0, АД1), «В» - высокопрочный, «АК» – алюминиевый ковочный сплав, «АЛ» - алюминиевый литейный сплав. После этих букв следует условный номер сплава. После условного номера часто следуют обозначения, характеризующие состояние сплава: «М» – мягкий (отожженный), «Т» -термически обработанный (закалка и естественное старение), «Н» – нагартованный, «П» – полунагартованный и т.д. Например, Д16М – дуралюмин отожженный, Д16Н – дуралюмин закаленный, естественно состаренный и дополнительно нагартованный.
Таблица 3.3 - Химический состав и назначение некоторых деформируемых алюминиевых сплавов (ГОСТ 4784-74, ГОСТ 2685-75)
Марка сплава | Массовая доля, % | Назначение | ||||
Cu | Mg | Mn | Si | Другие элементы | ||
Деформируемые сплавы, упрочняемые термической обработкой | ||||||
Дуралюмины | ||||||
Д1 | 3.8-4.8 | 0.4-0.8 | 0.4-0.8 | - | - | Емкости, трубопроводы, обшивка, лонжероны самолетов, лопасти винтов, кузова грузовых автомобилей, каркасы, заклепки и др. |
Д16 | 3.8-4.9 | 1.2-1.8 | 0.3-0.9 | - | - | |
Высокопрочный алюминиевый сплав | ||||||
В95 | 1.4-2.0 | 1.8-2.8 | 0.2-0.6 | - | Zn, Cr | Обшивка, шпангоуты, лонжероны самолетов, силовые каркасы строительных конструкций и др. |
Ковочные алюминиевые сплавы | ||||||
АК6 | 1.8-2.6 | 0.4-0.8 | 0.4-0.8 | 0.7-1.2 | - | Подмоторные рамы, лопасти винтов вертолетов, крепежные детали, крыльчатки, фитинги, крепежные детали и др. |
АК8 | 3.9-4.8 | 0.4-0.8 | 0.4-1.0 | 0.6-1.2 | - | |
Жаропрочный алюминиевый сплав | ||||||
АК4-1 | 1.9-2.5 | 1.4-1.8 | - | 0.35 | Fe, Ni, Ti | Обшивка сверхзвуковых самолетов, поршни, головки цилиндров, лопатки и диски осевых компрессоров, крыльчатки и др. |
Сплав авиаль | ||||||
АВ | 0.1-0.5 | 0.4-0.9 | 0.2-0.4 | 0.5-1.2 | - | Листы, трубы, лопасти винтов вертолетов, детали двигателей и др. |
Деформируемые сплавы, не упрочняемые термической обработкой | ||||||
АМц | - | - | 1.0-1.6 | - | - | Емкости для жидкостей (баки для бензина), трубопроводы, витражи, оконные рамы, двери, перегородки и др. |
АМг2 | - | 1.8-2.6 | 0.2-0.6 | - | Ti, Be |
Таблица 3.4 - Химический состав и назначение некоторых литейных алюминиевых сплавов (ГОСТ 4784-74, ГОСТ 2685-75)
Марка сплава | Массовая доля, % | Назначение | ||||
Cu | Mg | Mn | Si | Другие элементы | ||
Сплавы Al-Si (силумины) | ||||||
АЛ2 | - | - | - | 10-13 | - | Блоки цилиндров двигателей, картеры, корпуса компрессоров, головки цилиндров и др. |
АЛ4 | - | 0.17-0.30 | 0.25-0.50 | 8.0-10.5 | - | |
АЛ9 | - | 0.2-0.4 | - | 6.0-8.0 | - | |
Сплавы Al- Cu | ||||||
АЛ7 | 4.0-5.0 | - | - | - | Ti | Арматура, кронштейны и др. |
АЛ19 | 4.5-5.3 | - | 0.6-1.0 | - | Ti | |
Сплавы Al- Mg | ||||||
АЛ8 | - | 9.5-11.5 | - | - | Ti, Be | Изделия судостроения, авиации: детали приборов, штурвалы, вилки шасси, хвостового оперения и др. |
АЛ27 | - | 9.5-11.5 | - | - | Ti, Zr, Be | |
Жаропрочные сплавы | ||||||
АЛ1 | 3.75-4.50 | 1.25-1.75 | - | - | Поршни, головки блоков цилиндров и др. | |
АЛ21 | 4.6-6.0 | 0.8-1.3 | 0.15-0.25 | - | ||
АЛ 33 | 5.5-6.2 | - | 0.6-1.0 | - |