Эвакуация населения

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному
вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его
временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для
первоочередного жизнеобеспечения эвакУир^/смь'Х- __. шшjli...................................................


оезвычайных а

110


Глава 4. Организагцш защиты населения в щ


4.6. Эвакуация населении


111



Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприя­тиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской про­филактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и ин­женерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-вре­менными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эва-комероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных дан­ных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциаль­но опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия дан­ной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникнове­ния ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на лю­дей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего переме­щению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздейст­вия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эва­куируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуирован­ные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах го­рода или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние горо­да, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью на­селения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется населе­ние обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения пора­жающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не­скольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значи­тельные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавше­гося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая предполагает вы­воз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив


хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне дейст­вия поражающих факторов ЧС. Основанием для принятия решения о проведении эва­куации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, но­сящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руко­водителя дежурио-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповеще­ния и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов се проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией занимаются эвакуационные органы соответствую­щих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также органы управления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных меро­приятий поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, орга­низациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному прин­ципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студен­тов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предпри­ятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального на­селения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населения в момент объявления распоряжения на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию опе­ративности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально воз­можного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом осталь­ной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства использу­ются прежде всего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршру­тов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и авто­матизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостан­ций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из ко­торого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания.


Глава 4. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Задачами СЭП являются:

• оповещение и сбор населения;

• регистрация и подготовка людей к отправке;

• формирование пеших колонн;

• организация посадки на транспорт;

• организация оказания медицинской помощи заболевшим;

• укрытие людей, прибывших на СЭП;

• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, акже жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуиро-ься через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро готовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и дукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в зродной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи ше всего в рюкзак. Вес личных вещей не должен превышать 50 кг, так как челове-тридется нести их самому.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адре-: владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными ными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные напи-d чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к кладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное мя пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адреса П и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки мо-быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы 1страции и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по лонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи жны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза забо-шего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских еждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается воз-огость вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем бходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуаци-ые пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка анизуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти, остав комиссии включаются представители местной власти, руководители пред-ятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для:печения населения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуют-фомежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи -ем и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов гейт от числа проходящих через пункт людей.


из

4.6. Эвакуация населения

При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоя­тельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обо­значенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обо­чинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загород­ной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредст­венно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места разме­щения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колон­ны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движе­ния предусматриваются малые привалы па 15-20 мин. В начале второй половины пе­шего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пе­ший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации.

Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного разме­щения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреж­дений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого насе­ления в палатках.

Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на пред­приятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в рай­оны временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с за­благовременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистра­цию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуж­дающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей авто­транспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атом­ной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладаю­щего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облу­чению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредствен­но в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов


,


114


Глава 4, Организация эазащиты населения в чрезвычайных ситуациях


4.8. Режим защиты (поведении) населения


US



и защитные сооружения). Маршруты эвакуацщии выбираются кратчайшие, с наимень­шими уровнями радиации.

Проведение эвакуации требует продумаганного ее планирования, заблаговремен­ной подготовки эвакуационных органов и населения, районов (мест) размещения эва­куированных, маршрутов эвакуации, траиспорртиых средств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: