Лечебно-эвакуационного обеспечения

На ВСМК возлагается проведение следующих лечебно-эвакуационных меро­приятий: участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным (больным) первой медицинской помощи и их эвакуа­ции из очага поражения; организация и оказание доврачебной и первой врачебной помощи; организация и оказание квалифицированной и специализированной меди­цинской помощи пораженным (больным), создание благоприятных условий для их последующего лечения и реабилитации; организация медицинской эвакуации пора­женных (больных) между этапами медицинской эвакуации; организация и проведе­ние (при необходимости) судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-ме­дицинское освидетельствование пораженных (больных).

Организация лечебно-эвакуационного обеспечения в значительной степени за­висит от условий, сложившихся в ЧС (рис. 17, 18).

Если имеется возможность работы медицинских формирований в очаге, то по­сле извлечения пораженных из-под завалов, оказания им первой медицинской помо­щи они доставляются личным составом аварийно-спасательных формирований на пункты сбора, организуемые в непосредственной близости. Здесь проводятся допол­нительные мероприятия первой медицинской помощи и, по возможности, оказывает­ся доврачебная помощь, проводится эвакуационно-транспортная сортировка (распре­деление пораженных по очередности эвакуации, видам транспортных средств и мес­там в них), погрузка на транспортные средства.

При невозможности работы медицинских формирований в очаге (химическое, радиационное загрязнение и др.) после проведения жизненно необходимых меро­приятий первой медицинской помощи на месте пораженные (больные) доставляются личным составом спасательных формирований на пункты сбора, организуемые на границе очага в безопасной зоне. Здесь осуществляется оказание первой медицин­ской и доврачебной помощи, эвакуационно-транспортная сортировка, погрузка на транспортные средства для направления на этап медицинской эвакуации.

В случае, если на пункте сбора работает врач или он находится в транспортном средстве, на котором эвакуируются пораженные, то им могут выполняться отдельные мероприятия первой врачебной помощи (реанимационные мероприятия, кислородная терапия и т.п.).

Этапами медицинской эвакуации, предназначенными для оказания первой вра­чебной помощи, могут быть: уцелевшая (полностью или частично) больница в очаге поражения; больница, расположенная в непосредственной близости от очага пораже­ния; госпиталь (отряд) территориального центра медицины катастроф; пункты меди­цинской помощи, развернутые врачебно-сестринскими бригадами (в том числе ско­рой медицинской помощи); медицинские пункты медицинской службы Минобороны России, войск ГО и др.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь и лечение осу­ществляются на следующих этапах медицинской эвакуации. Такими этапами для по­раженных (больных) могут быть: госпитали и больницы (коечный фонд) службы ме­дицины катастроф, многопрофильные, профилированные, специализированные боль­ницы, клиники и центры Минздрава России, медицинские отряды специального на­значения, медико-санитарные батальоны и госпитали Минобороны России; медицин­ские учреждения МПС, МВД, погранвойск, ФСБ России, медицинской службы Граж­данской обороны и др


166


Глава 8. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях


8.3. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения


167



В зависимости от медико-тактической обстановки, характера поражения и воз­можностей специализированного лечебного учреждения поступивший в него пора­женный может быть оставлен до окончательного лечения либо эвакуирован в другое лечебное учреждение (следующий этап медицинской эвакуации). Из формирований ВСМК, предназначенных для оказания квалифицированной с элементами специали­зированной медицинской помощи, все пораженные после оказания медицинской по­мощи и выведения из нетранспортабельного состояния эвакуируются на следующий этап медицинской помощи по назначению.


Изложенная схема организации лечебно-эвакуационных мероприятий не являет­ся строго обязательной.

В зависимости от вида и масштаба ЧС, количества пораженных и характера по­ражений, наличия сил и средств ВСМК, состояния здравоохранения территориально­го и местного уровня, удаления от зоны (района) ЧС лечебных учреждений госпи­тального типа, способных выполнить полный объем квалифицированной и мероприя­тия специализированной медицинской помощи, и их возможностей могут быть при­няты (для всего района ЧС, его отдельных секторов и направлений) различные вари­анты оказания медицинской помощи пораженным в ЧС:

• оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитально­
го типа только первой медицинской или доврачебной помощи;

• оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитально­
го типа, кроме первой медицинской или доврачебной помощи, также и пер­
вой врачебной помощи;

• оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитально­
го типа, кроме первой медицинской, доврачебной, первой врачебной помо­
щи, также и квалифицированной медицинской помощи в различном объеме.

Из сказанного очевидно, что при ликвидации медико-санитарных последствий небольших по масштабу ЧС вполне возможно использовать существующую в обыч­ных условиях систему оказания пораженным (больным) медицинской помощи (пер­вый из названных вариантов), то есть систему «лечения на месте».

При планировании (организации) лечебно-эвакуационного обеспечения при лик­видации ЧС в зависимости от характера, масштаба, места возникновения, наличия и возможности использования формирований службы медицины катастроф и местных лечебных учреждений, особенностей дорожной (транспортной) сети и других факто­ров необходимо разрабатывать (применять) различную организацию оказания пора­женным (больным) медицинской помощи.

Завершая рассмотрение организации оказания медицинской помощи поражен­ным (больным) в ЧС, надо отметить еще одно важное положение. Опыт ликвидации многих ЧС убедительно свидетельствует о том, что перечень мероприятий того или иного вида медицинской помощи, приведенный в данном и в других пособиях, как правило, в реальной обстановке претерпевает более или менее существенные измене­ния. В зависимости от квалификации медицинского персонала, используемого осна­щения, условий работы этот перечень может сокращаться или расширяться. Поэтому мы часто пользуемся понятиями «первая врачебная помощь с элементами квалифи­цированной медицинской помощи», «квалифицированная с элементами специализи­рованной медицинской помощи». Однако при всех подобных вариантах объема ме­дицинской помощи необходимо выполнять следующие требования: до поступления пораженных в лечебные учреждения госпитального типа во всех случаях при оказа­нии любого вида медицинской помощи должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент, преду­преждению тяжелых осложнений, а также мероприятия, обеспечивающие транспор­тировку без существенного ухудшения состояния.

Как упоминалось, составной частью лечебмо-эвакуациониого обеспечения, кото­рая неразрывно связана с организацией оказания медицинской помощи пораженным (больным) и их лечения, является медицинская эвакуация.


 
 

168

Глава 8. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных из очага, района (зоны) ЧС и их транспортировку до этапов медицинской эвакуа­ции с целью своевременного оказания необходимой медицинской помощи и возможно ранней доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение.

Медицинская эвакуация - это сложный комплекс организационных, медицин­ских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях системы лечебно-эва­куационного обеспечения пораженных.

Следует отметить, что медицинская эвакуация, кроме указанной цели, обеспечи­вает своевременное освобождение этапов медицинской эвакуации и возможность их повторного использования.

Эвакуация с медицинской точки зрения не может считаться положительным фактором для пораженных в ЧС и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным складывающейся обстановкой и невозможностью организовать ока­зание исчерпывающей медицинской помощи и полноценное лечение пораженных в непосредственной близости от зоны (района) ЧС. Поэтому эвакуация - это не само­цель, а лишь средство, способствующее достижению наилучших результатов в выпол­нении одной из главных задач СМК - быстрейшего восстановления здоровья поражен­ных в ЧС, максимального сокращения смертельных исходов. Очевидно, что для эвакуа­ции следует использовать наиболее щадящие и скоростные транспортные средства.

Маршрут, по которому осуществляется вынос (вывоз) и транспортировка пора­женных из очага поражения до этапов медицинской эвакуации, называется путем медицинской эвакуации, а расстояние от пункта отправки пораженного до места на­значения принято считать плечом медицинской эвакуации. Совокупность путей эва­куации, расположенных в полосе (части) административной территории субъекта Российской Федерации, развернутых на них функционально объединенных этапов медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, как упоминалось, называется эвакуационным направлением.

При крупномасштабной ЧС в системе лечебно-эвакуационного обеспечения по­раженных может создаваться несколько эвакуационных направлений, как это имело место при ликвидации последствий землетрясений в Ашхабаде, Армении и при дру­гих стихийных бедствиях и катастрофах.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пораженных (больных) из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, обеспечивающие окончательное лечение.

Как правило, основным средством эвакуации пораженных из зоны катастрофы в ближайшее лечебное учреждение является автомобильный транспорт (санитарный и общего назначения).

Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к очагу поражения вне зоны загрязнения (заражения) и пожаров. Для оказания медицинской помощи и ухода за пораженными в местах их сосредоточения до прибытия бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований выделяется медицинский персонал из состава скорой меди­цинской помощи, спасательных отрядов, санитарных дружин. В этих местах (пунктах сбора) подготавливается погрузочная площадка, организуется оказание пораженным медицинской помощи, проводится их сортировка.


8.3. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения

В ряде случаев для медицинской эвакуации из зоны ЧС^лГзуе^авиация7
частности - вертолеты. авиации, в

В связи с тем, что санитарного и приспособленного транспорта для эвакуации пораженных, как правило, бывает недостаточно, приходится использовать пассажип ские и грузовые транспортные средства. При этом необходимо заблаговременно пре­дусматривать мероприятия по их приспособлению для этой цели

Характеристика и эвакуационные возможности автомобилей, которые могут быть использованы для эвакуации пораженных в ЧС, представлены в табл.11

Средняя скорость движения автомобиля с пораженными по грунтовым дорогам - 15-20 км/ч. ** Только на носилках.

При эвакуации важно правильно размещать пораженных в салоне (кузове) авто­мобиля. Тяжелопораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспорти­ровки, размещают на носилках преимущественно не выше второго яруса. Носилоч­ные пораженные с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону ка­бины и находиться на 10-15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное пере­мещение пораженных в ходе движения транспорта. Легкопоражснные (сидячие) раз­мещаются в эвакотранспортных средствах в последнюю очередь на откидных сиде­ниях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных ме­жду боковыми бортами.

Загрузку транспорта необходимо осуществлять по возможности однопрофиль­ными по характеру и локализации пораженными. Это значительно облегчает их эва­куацию по назначению, сокращает межбольничные переводы и перевозки. Скорость


170


Глава 8. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях


8.3. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения


171



движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т.п.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с же­лезнодорожным, имеет речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда). Переоборудование этих су­дов производится в минимальном объеме.

Из воздушных средств для эвакуации пораженных могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации, специально оборудованные для транспортировки пораженных (больных). В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйст-венного оборудования, медицинского оснащения. Эвакуационные возможности лета­тельных аппаратов, которые могут быть использованы для эвакуации пораженных в ЧС, представлены в Приложении 10.

При возникновении массовых санитарных потерь невозможно переоценить ис­пользование для транспортировки пораженных тяжелых самолетов и вертолетов. Так, тяжелый грузовой самолет ИЛ-76 может одним рейсом эвакуировать более 100 носилочных пораженных. Этим же самолетом можно доставить в район катастрофы 3 санитарных автомобиля или 50 тонн медицинского груза.

Проведена опытно-конструкторская работа по созданию многоцелевого самоле­та-амфибии БЕ-200 ЧС. Он предназначен для выполнения ряда задач, включающих пожаротушение, поисково-спасательные, медико-эвакуационные работы, пассажир­ские и грузовые перевозки и др. Может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с длиной полосы 1800 м, внутренних водоемов и морских акваторий глубиной не ме­нее 2 м при волнении до 1,2 м, а при установке лыжного шасси - и с заснеженных площадок. Самолет рассчитан на 68 пассажиров.

Хорошо себя зарекомендовали санитарные вертолеты МИ-17-1В (на 12 носилочных мест) и МИ-17-1ВЛ. Для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в городе применяется вертолет БО-105.

В настоящее время разработан медицинский вертолет КА-226, который может быть использован при проведении спасательных работ в городских условиях, горной местности и при дорожно-транспортных происшествиях. Вертолет имеет 2 носилоч­ных места и 9 сидений. Он призван обеспечить оперативную доставку к месту ЧС квалифицированного медицинского персонала и оказание квалифицированной меди­цинской помощи как на месте поражения, так и при транспортировке. В эксплуата­цию вводится и легкий пассажирский самолет Гжель- 101Т, легко трансформируемый в санитарный вариант.

При массовой эвакуации пораженных транспортом большой емкости (воздуш­ным, железнодорожным, водным) в местах погрузки (выгрузки) обычно за счет фор­мирований СМК или местных лечебно-профилактических учреждений развертывает­ся эвакуационный приемник, перед которым ставятся следующие задачи: сортиров­ка, размещение пораженных и больных, подлежащих эвакуации (выгруженных из транспортных средств, прибывших в данный пункт); оказание им необходимой меди­цинской помощи для подготовки к эвакуации; обслуживание; погрузка в транспорт­ные средства (выгрузка из транспортных средств); эвакуация до назначенных им ле­чебных учреждений.

В пунктах погрузки (выгрузки) пораженных и больных оборудуются подъезд­ные пути, приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) - сходни, мостики. Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. До погрузки пора-


женных на транспорт необходимо составить в двух экземплярах пофамильный спи­сок эвакуируемых (один экземпляр - с подписью лица, ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй - следует с пораженными до пункта назначе­ния). Особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовом и ин­дивидуальном транспорте.

При эвакуации пораженных (больных) в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения (фиксация к носилкам лямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними других пораженных, выделение сопровождающих).

С целью равномерной загрузки лечебно-профилактических учреждений (этапов медицинской эвакуации), а также обеспечения доставки пораженных в назначенные им лечебные учреждения необходимо организовать четкое управление эвакуацией.

Для поддержания связи с диспетчерами станций (подстанций) скорой медицин­ской помощи, другими санитарными машинами и лечебными учреждениями при ре­шении управленческих задач эвакуации следует шире использовать возможности портативных радиостанций машин скорой медицинской помощи, ГИБДД, аварийно-спасательных формирований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: