Содержание лекции

ЛЕКЦИЯ

Тема № 11 « ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТАХ

»

Специальность: «лечебное дело»

Обсуждена на заседании кафедры

«___» ___________ 2012 г.

Протокол № _____

Саранск – 2012 г.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

МК Тема № 11 «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЁННЫХ

КОНФЛИКТАХ»

I Вступление – 5 мин.

1. Приветствие.

2. Получить сведения об отсутствующих.

3. Объявить тему лекции, обосновать необходимость её изучения.

II Основная часть – 70 мин.

Учебный вопрос № 1 Основы организации медицинского обеспечения населения в локальных войнах и вооружённых конфликтах.

- Условия и основные факторы чрезвычайных ситуаций военного характера.

- Медицинские силы и средства.

- Медицинские мероприятия при обеспечении пострадавше­го населения.

Учебный вопрос № 2 Права и обязанности медицинского персонала в вооружённых конфликтах.

- Обязанности медицинского персонала.

-Права медицинского персонала.

III Заключение – 5 мин.

1. Подвести итог лекции, напомнить тему лекции, основные учебные вопросы;

2. Ответить на вопросы;

3. Дать указания по следующим видам занятий;

4. Закончить лекцию.

Содержание лекции

МК Тема № 11 «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТАХ»

Учебный вопрос № 1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТАХ

Предполагают, что наиболее вероятным типом военных кон­фликтов, представляющих угрозу безопасности России в обозримом будущем, будут пограничные межгосударственные и внутренние вооружённые конфликты и локальные войны.

Характерен для современных вооружённых конфликтов тот факт, что даже при участии в них крупных воинских контингентов на больших территориях войну, как правило, не объявляют, воен­ное положение в государствах, вовлечённых в конфликт, не вводят, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводят. Иначе говоря, отсутствует чёткий правовой рубеж между мирным и военным положением в стране, в которой, по сути дела, идёт вой­на.

Совершенствование вооружений, широкое использование минно-взрывных средств в локальных войнах и вооружённых конфликтах вызвали появление массовых потерь среди населения, сопровождаю­щихся высоким уровнем смертности и инвалидности среди поражён­ных.

Так, по опубликованным данным, в результате налётов на Югославию только в первые 2 мес войны погибли около 1200 чело­век и несколько тысяч ранены. Причём соотношение потерь среди военнослужащих и гражданского населения составило 1:15.

Для сравнения заметим, что во время войны США во Вьетнаме на одного убитого военнослужащего приходилось 10 погибших мирных жителей. В годы Первой мировой войны потери среди населения составили 5 % всех безвозвратных потерь, во Вторую мировую войну — 48 %, во время войны в Корее — 84 %.

12.1.1. Условия и основные факторы чрезвычайных ситуаций военного характера

Организация медицинского обеспечения населения в условиях современной войны будет в значительной степени зависеть от харак­тера, масштаба военных действий и вида применённых противником средств поражения.

Важнейшие факторы, определяющие особенности медицинского обеспечения населения при ЧС военного характера, следующие:

возможность возникновения в короткий промежуток времени массовых санитарных потерь, в структуре которых будут преоб­ладать тяжёлые и комбинированные формы поражения;

опасность применения вероятным противником новых видов оружия, характер воздействия которых на человека и методы ока­зания медицинской помощи при их применении могут оказаться неизвестными для медицинского персонала;

несоответствие между потребностью в экстренной медико-санитарной помощи в очаге поражения и возможностями здраво­охранения по её оказанию;

опасность заражения территории радиоактивными, отравляющи­ми веществами (OB, АОХВ) и бактериальными средствами (БС) при применении противником оружия массового уничтожения или вследствие преднамеренного разрушения им потенциаль­но опасных объектов, нанесения по ним точечных прицельных

артиллерийских и ракетно-бомбовых ударов, выполнения терро­ристических актов; • неустойчивое санитарно-эпидемическое состояние в очагах пора­жения, на путях эвакуации и в районах размещения эвакуирован­ного населения и беженцев. Следует отметить, что возрастание поражающей силы современ­ного оружия качественно изменило характер военных целей: поми­мо живой силы противника, техники, вооружений, укреплений, скоплений гражданского населения, объектом военного нападения стали потенциально опасные объекты экономики и сама природная среда.

Прицельное разрушение атомных электростанций, заводов, биотехнологических объектов, хранилищ топлива, нефтепере­рабатывающих заводов, нефтяных скважин и танкеров — одна из важнейших задач вероятного противника при ведении бое­вых действий. Эти задачи могут решаться либо путём нанесе­ния ракетно-бомбовых ударов высокоточным оружием, либо путём диверсионно-террористических актов на потенциально опасных объектах. Масштабы поражения при этом могут быть сопоставимы с применением ядерного оружия.

Целью таких действий является не только поражение людей, но и уничтожение среды обитания человека. Как правило, экологические последствия таких методов ведения войны носят долговременный характер, о чем свидетельствует опыт военных действий в 1990 г. на Ближнем Востоке в районе Персидского залива, когда вследствие боевых действий Ирака в Кувейте были уничтожены десятки нефтя­ных вышек и нефтехранилищ, что вызвало настоящую экологиче­скую катастрофу в регионе.

К тяжёлым экологическим последствиям привели также при­цельные ракетно-бомбовые удары по объектам химической и нефте­перерабатывающей промышленности во время агрессии стран блока НАТО против Югославии в 1999 г. Значительную опасность для мир­ного населения Чеченской Республики и окружающей среды пред­ставляли собой подрывы чеченскими боевиками хранилищ с хлором и аммиаком во время боёв в центре Грозного в декабре 1999 г.

Применение оружия, действующего на новых физических прин­ципах, способно инициировать разрушительные землетрясения, катастрофические наводнения, появление волн цунами на океан­ском побережье, изменять климатические условия целых регионов на земной поверхности.

Результаты применения такого вида оружия аналогичны послед­ствиям крупномасштабных ЧС природного характера и могут приве­сти к гибели или поражению десятков и сотен тысяч мирных людей.

12.1.2. Медицинские силы и средства

Поставленные задачи в таких условиях могут решать только спе­циальные силы и средства Минздравсоцразвития РФ, другие мини­стерства и ведомства с использованием особых форм и методов работы. В Российской Федерации такие силы и средства включены в состав медицинской службы ГО, Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), а также Минобороны РФ.

Базой создания названных служб служат медицинские и санитарно-противоэпидемические учреждения различных мини­стерств и ведомств. Вместе с тем следует отметить, что основной источник формирования медицинской группировки сил и средств ГО и ВСМК — учреждения Минздравсоцразвития России.

Важную роль в медицинском обеспечении населения и сил граж­данской защиты при ЧС мирного и военного времени призваны сыграть медицинские подразделения и части войск ГО России.

Создаваемая в соответствии с положениями военной доктрины группировка медицинских сил ГО должна быть готова осуществлять медицинское обеспечение спасательных операций в очагах пораже­ния в любых условиях обстановки, при различных вариантах воен­ных действий и всевозможных видах современного оружия, которое может применить вероятный противник. Это возможно лишь при наличии чётко разработанных организационных основ построения современной системы медицинского обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени.

В условиях войны с применением современных средств воору­жённой борьбы, включая оружие массового поражения, вследствие уничтожения ЛПУ, запасов медицинского имущества и выхода из строя медицинского персонала в очагах поражения, как правило, будет отсутствовать возможность для оказания на месте исчерпы­вающей медицинской помощи поражённым. По этой причине в целях оказания полноценной медицинской помощи поражённому населению и осуществления стационарного лечения планируется его эвакуация в лечебные учреждения больничной базы, развёрнутой в загородной зоне. Для решения этой задачи принята система лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) поражённого населения.

В настоящее время действует принятая двухэтапная система ЛЭО

поражённых с эвакуацией по назначению.

• Первым этапом являются отряды первой медицинской помощи, медицинские подразделения, части войск ГО и сохранившиеся в очаге поражения лечебные учреждения.

• Вторым этапом служат лечебные учреждения больничной базы.

Вместе с тем специалисты военно-медицинской службы, имею­щие большой личный опыт участия в локальных войнах послед­них десятилетий, отмечают, что если система ЛЭО, виды и объёмы медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации в условиях большой или региональной войны обоснованы и определены, то для условий локальных войн таких указаний нет.

В свете этого умение руководителей соответствующих звеньев медицинской службы выбрать наиболее выгодный для поражённых, эффективный и экономичный для службы вариант организации ЛЭО нужно считать основным показателем их профессиональной квалификации.

В структуре современной боевой травмы значительный удельный вес составляют тяжёлые сочетанные и множественные ранения. По данным опыта медицинского обеспечения войск во время первой военной кампании в Чечне, доля раненых с сочетанными и мно­жественными ранениями составляла более 30 % величины сани­тарных потерь ранеными, около 10 % составили тяжёлые и крайне тяжёлые ранения. В последние годы общепризнанной становится необходимость сокращения времени оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым.

В условиях локальных войн и вооружённых конфликтов при­ближение медицинской помощи к поражённым, в зависимости от конкретной обстановки, обеспечивалось как за счёт их ранней эва­куации воздушным транспортом непосредственно из района потерь, так и путём развёртывания полевых медицинских формирований (МОСН, ПМГ ВЦМК «Защита») вблизи зоны боевых действий с последующей эвакуацией раненых и больных по воздуху в тыл.

Актуален также вопрос о составе группировки сил и средств, пред­назначенных для медицинского обеспечения поражённого населения в современных войнах. Учитывая тот факт, что при локальных войнах и вооружённых конфликтах, как правило, военное положение не объ­являют и всеобщую мобилизацию не проводят, то в этих условиях наиболее целесообразный вариант создания группировки медицин­ских сил и средств — включение в её состав хорошо оснащённых и подготовленных формирований и учреждений Всероссийской служ­бы медицины катастроф, Минобороны России, других министерств и ведомств.

В этом случае для оказания экстренной медицинской помощи поражённому населению могут быть привлечены бригады доврачебной помощи, врачебно-сестринские бригады, бригады специализирован­ной медицинской помощи, ПМГ, медицинские отряды специального назначения Минобороны России, санитарно-эпидемиологические отряды и другие формирования ВСМК.

Наличие у медицинского персонала ВСМК статуса спасателя, обе­спечивающего медикам социальные и юридические гарантии в слу­чае утраты трудоспособности и гибели при исполнении служебных обязанностей в зоне военных действий, — дополнительный аргумент в поддержку такого решения. При этом важнейшим условием их эффективной работы должна быть организация межведомственного

взаимодействия привлекаемых медицинских сил и средств по орга­низации медицинского обеспечения поражённого населения.

В состав группировки медицинских сил, привлекаемых к лик­видации последствий ЧС военного характера, необходимо включать также на добровольной (контрактной) основе медицинский персонал частных, гуманитарных и общественных медицинских и санитарных учреждений и организаций. Опыт организации медицинского обе­спечения пострадавшего населения в вооружённых конфликтах и локальных войнах XX века свидетельствует о том, что обычно при этих видах военных действий одномоментного возникновения оча­гов массовых санитарных потерь среди населения не происходит, а поступление поражённых на этапы медицинской эвакуации растяги­вается на весь период войны.

По этим причинам в таких условиях, как правило, не возни­кает необходимости развёртывания дополнительных медицинских формирований ГО и использования отрядов первой медицинской помощи (ОПМ), предназначенных для работы в очагах массовых санитарных потерь, которые характерны для масштабных и реги­ональных войн с применением современных средств поражения, включая ядерное оружие. Громоздкая структура ОПМ, отсутствие у отряда палаточного фонда и необходимость мобилизации ресур­сов, сложность привлечения для работы в составе ОПМ санитарных дружин, приписываемых от других министерств и ведомств, делают ОПМ малопригодным для использования в условиях вооружённых конфликтов, при которых перевод системы ГО на военное положение не осуществляется. Вместе с тем при работе в этих условиях проде­монстрировали свою эффективность мобильные медицинские фор­мирования ВСМК — полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита» и медицинские отряды специального назначения (МОСН) Минобороны России.

Анализ работы ПМГ ВЦМК «Защита» по медицинскому обеспе­чению поражённого населения во время военных действий в Чечне показал, что при полном развёртывании в районе вооружённого конфликта госпиталь способен в сутки принять, провести меди­цинскую сортировку и оказать квалифицированную (с элементами специализированной) медицинскую помощь 250 поражённым и осуществить временную госпитализацию 100—150 нетранспорта­бельных поражённых в сутки. Находясь в зоне военных действий, госпиталь обеспечивает работу в автономном режиме до 15 сут без пополнения запасов медикаментов и замены медперсонала, что подтверждает выводы о том, что формирования ВСМК подобного типа могут эффективно работать в зонах локальных вооружённых конфликтов.

12.1.3. Медицинские мероприятия при обеспечении пострадавшего населения

Во время войн и вооружённых конфликтов наряду с потерями среди гражданского населения в очагах поражения неизбежно появ­ляется и проблема жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении боевых действий или вследствие этих действий. К постра­давшим относят либо поражённых, либо понёсших материальные убытки или моральный ущерб.

Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение — важная составная часть первоочередных видов жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах ЧС военного характера наря­ду с удовлетворением минимально необходимых потребностей в воде, продуктах питания, жилье, предметах первой необходимости, информационном, транспортном и коммунально-бытовом обеспе­чении.

Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение пострадавшего населения в зоне ЧС должно включать следующие мероприятия:

• оказание медицинской помощи;

эвакуацию поражённых для стационарного лечения в ЛПУ;

обеспечение пострадавшего населения простейшими медикамен­тами и медицинским имуществом;

выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

На протяжении всей истории войн население покидало места ведения боевых действий, так как разрушались жилые дома, проис­ходило значительное нарушение жизнеобеспечения населения.

Во время Второй мировой войны в Европе остались без жилища 60 млн человек. Происходил массовый уход населения из городов, подвергшихся налётам бомбардировочной авиации противника. Из городов Англии были эвакуированы 1,3 млн человек, из городов Германии — несколько миллионов человек. Опыт локальных войн и вооружённых конфликтов второй половины XX столетия показал, что в условиях локальных войн и вооружённых конфликтов жиз­необеспечение беженцев и вынужденных переселенцев также пред­ставляет серьёзную проблему. Количество этих людей, вынужденных из-за военных действий бросить свои жилища, может составлять десятки и сотни тысяч человек.

Во время агрессии НАТО против Югославии в 1999 г. десятки тысяч беженцев переместились из провинции Косово в сопредельные страны Европы, где длительное время размещались в палаточных городках. Во время второй Чеченской военной кампании в январе 2000 г., по официальным данным, численность вынужденных пере­селенцев составила более 250 тыс. человек, 35 тыс. из них были раз­мещены в 11 палаточных лагерях.

Среди беженцев преобладают женщины, дети и старики, нередко обременённые хроническими болезнями. Многие из них не имеют ни тёплой одежды, ни запасов продовольствия и воды, ни денег, чтобы всё это приобрести. Нередко среди них возникают вспышки инфек­ционных заболеваний, возможны случаи смерти больных пожи­лых людей из-за отсутствия возможности получения медицинской помощи.

В свете этого важная составная часть жизнеобеспечения населе­ния, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, — организация медицинского обеспечения в лагерях беженцев. Развёрнутые, как правило, в палаточных городках, желез­нодорожных вагонах и других временных жилищах, эти лагеря не могут обеспечить, особенно в сезон дождей и в холодное время года, приемлемые санитарно-гигиенические условия для длительного про-

232 12.1. Основы организации медицинского обеспечения населения...

живания в них малолетних детей, женщин и стариков. Скученность проживания, постоянное переохлаждение, отсутствие возможности помыться, сменить бельё, трудности с организацией горячего пита­ния и обеспечения доброкачественной водой часто приводят к воз­никновению простудных заболеваний и вспышкам инфекционных болезней среди беженцев.

Нередко находящиеся в лагерях люди нуждаются в оказании экс­тренной медицинской помощи по поводу ранений и повреждений, полученных в результате нахождения в зоне боевых действий, а также при возникновении у них различных заболеваний и бытовых травм. В том числе могут потребоваться оказание специализированной медицинской помощи и лечение в условиях стационара, изоляция и лечение больных инфекционного и психиатрического профиля.

Немаловажную проблему представляет необходимость оказания психологической и психотерапевтической помощи беженцам, многие из которых могут находиться в состоянии тяжёлого психологического стресса, вызванного страхом за свою жизнь, пережитым насилием, гибе­лью родных и близких людей, утратой всего нажитого имущества.

Полевые условия размещения и организации быта людей в лагерях беженцев требуют строгих мер санитарно-гигиенического и про­тивоэпидемического контроля объектов водоснабжения, питания, своевременного обустройства выгребных ям и туалетов, проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации всей территории лагеря.

Специалисты санитарно-эпидемиологической службы участву­ют в выборе населённых пунктов и территорий для развёртывания лагерей беженцев и осуществляют санитарный надзор в местах их временного размещения. Прибывающие в места размещения бежен­цы подвергаются медицинскому осмотру с целью оказания им необ­ходимой медицинской помощи и выявления инфекционных боль­ных. При возникновении эпидемических показаний

осуществляют санитарную обработку прибывших и дезинфекцию их личных вещей. Для изоляции и лечения инфекционных больных развёртывают вре­менные инфекционные стационары.

В зависимости от масштабов вооружённого конфликта и числен­ности беженцев, а также от особенностей оперативной и медицин­ской обстановки в зоне военных действий, наличия и состояния местных органов и учреждений здравоохранения, в целях меди­цинского обеспечения пострадавшего населения в лагерях беженцев могут развёртываться медицинские пункты, передвижные амбула­тории и сокращённый состав отделений ПМГ.

Для этих целей также могут быть привлечены медицинские и санитарно-противоэпидемические формирования и учреждения ГО и ВСМК, а также медицинские подразделения МЧС России, бригады и отряды российского и международного Красного Креста, других гуманитарных и общественных организаций. Предпочтение следует оказывать профессиональным медицинским формирова­ниям, оснащённым современным оборудованием модульного типа, обладающим возможностью длительной работы в автономных усло­виях.

Заслуживает пристального внимания опыт организации меди­цинского обеспечения вынужденных переселенцев во время воо­ружённых конфликтов в Чеченской Республике, где в силу осо­бенностей обстановки потребовались нестандартные решения. Во время первой (1994—1996) Чеченской военной кампании процесс миграции населения из района боевых действий начался

стихийно. Разрушение всей системы жизнеобеспечения населения в районах боевых действий, антисанитарные условия проживания, наличие на территории региона активных природных очагов чумы, сибир­ской язвы, туляремии создали там напряжённую эпидемическую ситуацию и усилили миграцию населения за пределы зоны бое­вых действий, где они были размещены во временных палаточных городках.

Значительный объём работы по оказанию вынужденным пере­селенцам экстренной медико-санитарной помощи на территории Чечни выполнили формирования и учреждения ВСМК. За время вооружённого конфликта в 1994-1996 гг. в ПМГ ВЦМК «Защита» была оказана медицинская помощь около 12 тыс. раненых и боль­ных, а в период 1999—2000 гг. медицинскую помощь получили более 16 тыс. пострадавших.

Опыт организации медико-санитарной помощи населению в локальных вооружённых конфликтах свидетельствует о том, что при недееспособности местных органов здравоохранения организацию и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению постра­давшего населения целесообразно возложить на органы оператив­ного управления, силы и средства ВСМК.

В этих условиях значительно возрастает роль организации взаи­модействия медицинских служб с органами управления и специ­альными подразделениями МЧС России, предназначенными для решения задач по организации поиска, спасения и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения

Учебный вопрос № 2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТАХ

Необходимо подчеркнуть, что выполнение профессиональных обязанностей медицинским персоналом в вооружённых конфлик­тах регламентировано международным гуманитарным правом, которое подтверждается положениями Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним.

Основные положения международного гуманитарного права под­тверждены четырьмя Женевскими конвенциями, принятыми 12 авгу­ста 1949 г., и двумя Дополнительными протоколами к Женевским конвенциям, принятыми 8 июня 1977 года:

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;

Женевская конвенция об обращении с военнопленными;

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны;

•Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авгу­ста 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооружён­ных конфликтов;

• Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авгу­ста 1949 г., касающимся защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера.

Ради справедливости необходимо отметить, что первая Женевская конвенция об улучшении участи раненых в действующих армиях была подписана правительствами 12 государств на Дипломатической конференции в Женеве 22 августа 1864 г., которая была созвана осно­вателями Красного Креста. Именно тогда было положено начало создания международного гуманитарного права, предназначенного для защиты жертв вынужденных конфликтов и персонала, ответ­ственного за оказание им помощи.

В настоящее время Женевские конвенции признаны более чем 150 государствами, т.е. почти всем международным сообществом, поэтому они являются обязательными международными нормами. Медицинский персонал, работающий в зоне конфликта, должен соблюдать требования Женевских конвенций и Дополнительных

протоколов к ним, так как их нарушение — нарушение междуна­родного гуманитарного права, за которое предусмотрены ответствен­ность и определённые санкции.

12.2.1. Обязанности медицинского персонала

Медицинские работники, которых привлекают к оказанию помо­щи в вооружённых конфликтах, должны знать и чётко выполнять следующие обязанности.

В любых обстоятельствах действовать гуманно, ответственно выполнять свой долг, как велит совесть. Принцип гуманности, состра­дания к жертвам — один из основополагающих принципов междуна­родного гуманитарного права.

Медицинский персонал, предоставляющий свои услуги во время вооружённого конфликта, обязан, как и в мирное время, соблюдать принципы медицинской этики. Он должен выполнять основные прави­ла «Женевской клятвы», принятой в 1948 г. Всемирной медицинской ассоциацией, в соответствии с которыми врач должен:

выполнять профессиональные обязанности добросовестно и с дос­тоинством;

считать здоровье больного своей главной заботой;

не разглашать доверенных ему тайн;

не допускать никакой религиозной, национальной, расовой или политической дискриминации при выполнении своего долга;

признавать абсолютную ценность человеческой жизни;

даже под угрозой не использовать медицинские знания против законов человечности.

Всемирная организация здравоохранения и Международный коми­тет военной медицины и фармации в 1957 г. одобрили «Правила меди­цинской этики для военного времени» и «Правила предоставления помощи раненым и больным в вооружённых конфликтах», где под­тверждён принцип единства медицинской этики в мирное и военное время.

3. С лицами, которые непосредственно не принимают участия в воен-
ных действиях или вышли из строя, необходимо обращаться человечно.

Таким образом, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население на территории противника или оккупированной территории должны пользоваться уважением и защитой, обращение с ними должно быть гуманным.

Уход предоставляют без различий по каким бы то ни было сооб­ражениям, кроме медицинских. Принцип предоставления помощи без какой бы то ни было дискриминации — основополагающий принцип международного гуманитарного права. Врач должен видеть в ране­ном только пациента, а не «своего» или «противника». Очерёдность оказания помощи определяется исключительно медицинскими тре­бованиями, совестью врача и медицинской этикой. Особое внимание следует уделять наиболее уязвимым группам пострадавших: детям, старикам, беременным.

Лиц, находящихся под защитой Конвенций, запрещено подвергать какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не показана по состоянию их здоровья, а также подвергать каким бы то ни было меди­цинским, биологическим или иным научным опытам. Особенно строгий контроль в этой области осуществляет международное гуманитарное право. Это связано с преступлениями против человечества в годы Второй мировой войны. Необходимо исключить любые опыты над лицами, находящимися во власти противника.

Необходимо уважать всех раненых и больных. Если пациент в состоянии дать согласие на лечение, врач должен получить его, пре­жде чем приступать к лечению. В то же время действия, способные нанести ущерб здоровью больного (например, медицинские опыты), запрещены, даже если пациент даёт на них согласие.

Медицинский персонал, совершающий нарушения международно­го гуманитарного права, подлежит наказанию. На медицинском персо­нале, работающем в зоне вооружённого конфликта, лежит большая ответственность. Он должен сознавать, что нарушение международ­ного гуманитарного права может вызвать тяжелейшие последствия не только для жертв этого нарушения, но и для самого медицинского персонала. Серьёзные нарушения официально считают военными преступлениями, они подлежат уголовному преследованию незави­симо от времени и места совершения.

12.2.2. Права медицинского персонала

1. Защита медицинского персонала во время выполнения им своих обязанностей.

Необходимо отметить, что, выполняя свои обязанности в зоне вооружённого конфликта, медицинский персонал пользуется защи­той международного гуманитарного права, Женевских конвенций и Дополнительных протоколов. Защита предоставляется медицин­скому персоналу при условии, что он занимается исключительно выполнением поставленных перед ним гуманитарных задач, и лишь на время их выполнения. Кроме того, в этот период медицинский персонал обязан соблюдать ряд важнейших требований.

Иметь опознавательные знаки и документы. Все члены медицин­ского персонала, которые пользуются защитой в зоне вооружён­ного конфликта, должны носить ясно видимый отличительный знак (например, большой красный крест на груди и спине или для персонала гражданской обороны — голубой равносторонний треугольник на оранжевом поле) и иметь удостоверение личности установленного образца согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям.

Соблюдатьнейтралитетввооружённомконфликте. Медицинский персонал должен воздерживаться от каких бы то ни было враж­дебных действий или любого вмешательства в военные дей­ствия.

Иметь только личное оружие и использовать его исключительно для самообороны и защиты своих раненых и больных. Оружие можно использовать для предотвращения актов насилия в отно­шении медицинского персонала или раненых и больных, а также для поддержания порядка в медицинских учреждениях.

2. Медицинский персонал не может быть подвергнут наказанию или
преследованию за выполнение им профессиональных обязанностей в
соответствии с нормами медицинской этики.

Это означает, что медицинская деятельность, если она осуществля­ется в соответствии с медицинской этикой, ни при каких обстоятель­ствах и вне зависимости от того, кому оказывается помощь, не может стать поводом для насилия, угроз, преследований и наказаний.

3. Не допускается принуждение медицинского персонала к соверше-
нию действий, несовместимых с медицинской этикой.

Это положение дополняет предыдущее. Медицинский персонал нельзя принуждать к совершению действий в отношении раненых и больных, несовместимых с положениями Конвенций, Протоколов и нормами медицинской этики.

4. Не допускается принуждение медицинского персонала к предо-
ставлению информации о раненых и больных.

Медицинский персонал имеет право не давать информацию, которая может причинить вред раненым, больным или их семьям. Однако если внутригосударственное законодательство одной из сто­рон вооружённого конфликта принуждает медицинский персонал предоставить информацию, её предоставляют своему руководству для дальнейшего разрешения возникшей ситуации.

5. Иммунитет от взятия в плен. Этим правом пользуются следую­щие категории медицинского персонала:

медицинский персонал, направленный Международным комите­том Красного Креста;

медицинский персонал нейтрального государства, предоставлен­ный в распоряжение одной из сторон в конфликте;

медицинский персонал госпитальных судов и самолетов санитар­ной авиации.

Необходимо подчеркнуть, что Конвенции и Протоколы предо­ставляют особые права медицинскому персоналу, направленному в зону вооружённого конфликта, для того, чтобы обеспечить выполне­ние важнейшей задачи — оказания помощи раненым и больным.

Опыт организации медико-санитарной помощи населению в локальных вооружённых конфликтах свидетельствует о том, что она осуществляется с учётом обстановки боевых действий и создания необходимой группировки медицинских сил и средств. Для этих целей могут быть привлечены медицинские учреждения и форми­рования службы медицины катастроф, ГО, других министерств и ведомств, а также различных международных и гуманитарных орга­низаций. В своей работе они должны соблюдать требования врачеб­ной этики, международного гуманитарного права и высокого про­фессионализма по оказанию медицинской помощи пострадавшим.

III Заключение – 5 мин.

1. Подвести итог лекции, напомнить тему лекции, основные учебные вопросы;

2. Ответить на вопросы;

3. Дать указания по следующим видам занятий;

4. Закончить лекцию.

Контрольные вопросы

1. Условия и основные факторы ЧС военного характера.

2. Медицинские силы и средства ВСМК, предназначенные для обеспечения населения в вооруженных конфликтах.

3. Медицинские силы и средства ГО, предназначенные для обеспечения населения в вооруженных конфликтах.

4. Принципы использования медицинских сил и средств ВСМК и ГО в вооруженных конфликтах.

5. Медицинские мероприятия при обеспечении пострадавшего населения.

6. Правовая основа соблюдения прав и обязанностей медицинского персонала в вооружённых конфликтах.

7. Обязанности медицинского персонала в вооруженных конфликтах.

8. Права медицинского персонала в вооруженных конфликтах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 35. — С. 3548.

Постановление правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федера­ции. - 1995. - № 46. - С. 4459.

Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоох­ранения Российской Федерации. Утверждено приказом МЗ РФ № 380 от 27.10.2000 г. - 26 с.

Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация. — М.: МГФ «Зна­ние», 1999.- 736 с.

Нечаев Э.А., Фаршатов М.И. Военная медицина и катастрофы мирного времени/ под ред. Э.А. Нечаева. — М.: НИО «Квартет», 1994. — 320 с.

Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопро­сы): учебник для студентов мед. вузов. — М.: ГОУ ВУНМЦ Минздрава России, 2002. - 559 с.

Удовенко В.В., Тумасов И.А.,Дмитрук В.Н. Общие вопросы медицины ка­тастроф. — Самара, 2003. — 223 с.

Соков Л.П., Соков С.Л. Курс медицины катастроф. — М.: Изд-во РУДН, 1999. - 328 с.

Медицина катастроф: учебное пособие / под ред. В.М. Рябочкина, Г.И. Назаренко. - М.: ИНИ Лтд, 1996. - 261 с.

10. Гражданская оборона: учебное пособие / под ред. В.Н. Завьяло-
ва. — М.: Медицина, 1989. — 272 с.

Сахно В.И.,Захаров Г.И., Карлин Н.Е. и др. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие — СПб: Изда­тельство ФОЛИАНТ, 2003. - 247 с.

Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвы­чайных ситуациях: учебник / под ред. Н.Н. Винничука, В.В. Давыдова. — СПб: СПХФА, 2003.- 187 с.

Избранные лекции по медицине катастроф: учебное пособие / под ред. С.В. Трифонова - М.: ГЭОТАР-Мед, 2001. — 301 с.

Воробьёв Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. — МЧС России. — М.: Деловой экспресс, 2005. — 363 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: