Транспортирование (перемещение грунта) может производиться:
- грейдерами – при L до 20 м;
- бульдозерами – при L до 100…150 м;
- скреперами – при L до 3…5 км;
- тракторным транспортом – при L более 0,5 км;
- автомобильным транспортом (чаще автосамосвалами) – при L более 0,5 км.
- гидромеханизированным способом.
При разработке грунта экскаваторами его транспортирование чаще всего производится тракторным транспортом и автосамосвалами, реже – скреперами и бульдозерами.
Подбор автосамосвалов производится в следующем порядке:
По [14], табл. IV.26 или по табл. П 6.1 в зависимости от ёмкости ковша экскаватора и дальности транспортирования грунта L устанавливаем рациональную грузоподъёмность автосамосвалов , т.
По [14], табл. Х.1 или табл. П 6.2 принимаем исходя из конкретный автосамосвал, определив его марку, фактическую грузоподъёмность , объём кузова VТР.
Определяется количество ковшей mК, загружаемых в автосамосвал:
а) по грузоподъёмности:
, шт (9.1)
где: g – плотность грунта в естественном залегании, т/м3 (см. [13], с. 6…12 или табл. П 3.5);
q и KЕ – см. формулу (7.1).
б) исходя из ёмкости кузова автосамосвала VТР:
, шт (9.2)
КН следует определять по выражению:
, шт (9.3)
mK1 и mK2 округляются до целого mПР из условия, чтобы перегрузка составляла не более 5%, а недогрузка – не более 10%, т.е. чтобы соблюдалось условие:
0,9 £ КГ £ 1,05 (9.4)
где КГ – коэффициент использования транспорта по грузоподъёмности.
(9.5)
Для дальнейших расчётов за основу принимается количество ковшей:
, шт (9.6)
В случае, если , можно принимать , но при этом необходимо нарастить борта кузова для увеличения его объёма.
Если условие (9.4) не соблюдается, следует принять другую марку автосамосвала.