Учебные вопросы и примерное распределение времени

№№ вопросов Название вопроса Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  
  Понятие, объекты и субъекты, составляющие социальной реабилитации.  
  Виды и компоненты социальной реабилитации.  
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  
ВСЕГО  

8. Методические указания по проведению занятия:

Учебный материал темы помогает студентам ознакомиться с основными направлениями практической работы по дисциплине «Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении)», помогает изучить вопросы современного военного строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2020 года.

При подготовке к занятию использовать новые материалы о военной подготовке из периодической и военной печати, требования последних руководящих документов Министра Обороны РФ, органов управления военной подготовкой, кино и видеоматериалы.

Во вступительной части лекции предпочтительно затронуть проблемы, связанные с укреплением обороноспособности страны, необходимостью каждому мужчине быть готовым к вооруженной защите Отечества, увязать их со славными героическими традициями русского народа, Вооруженных Сил.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо акцентировать внимание слушателей на явлении социальной реабилитации как комплексе социальных, экономических, психологических, педагогических, военно-профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление разрушенных или утраченных человеком ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений. Показать объекты и субъекты, составляющие социальной реабилитации.

Разъяснить социально-экономический, социально-средовой и социально-бытовой компоненты социальной реабилитации.

При этом продолжать знакомить студентов с основным содержанием проводимой в стране военной реформы.

Военно-социальная работа, как известно, может рассматриваться в широком и в узком плане. В первом случае имеется в виду деятельность органов государственного и военного управления, социальных служб по социальной защите и обеспечению всех военнослужащих, членов семей в целях реализации их законных прав и свобод, поддержанию их эффективного социального функционирования и достойного существования. Во втором значении социальная работа рассматривается как адресное вспомоществование тем военнослужащим и семьям, которые находятся в наиболее социально уязвимом положении и состояние жизненного ресурса которых не позволяет им самостоятельно выйти из кризисной жизненной ситуации. Среди форм индивидуальной и групповой поддержки и помощи важное место принадлежит социальной реабилитации, то есть организованному восстановлению утраченного человеком или группой социо-витального ресурса.

Социальная реабилитация — комплекс социальных, экономических, психологических, педагогических, военно-профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление разрушенных или утраченных человеком ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений вследствие:

- нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), болезни, физической травмы, ранения;

- психической травмы психогенного или соматического происхождения;

- неблагоприятного изменения социального статуса (возрастные и профессиональные кризисы, утрата работы, снижение в должности, вынужденное переселение, утрата жилища и др.);

- девиантного поведения.

Целью социальной реабилитации является восстановление жизненного ресурса и социального статуса человека в интересах его эффективного социального функционирования и достойного существования в изменившейся жизненной ситуации.

Приведенное выше определение социальной реабилитации указывает на круг объектов, к которым применяются реабилитационные методы воздействия. К числу таких объектов следует отнести: лиц и группы людей, подвергшихся воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств, испытывающих симптомы выраженной социальной дезадаптации; инвалидов; детей инвалидов, людей пожилого возраста; подростков с девиантным поведением; лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, предпринимавших попытки суицида; реально и потенциально безработных; бездомных; беженцев и мигрантов; несовершеннолетних матерей; людей, перенесших тяжелые заболевания, ранения, контузии, физические и психические травмы.

Субъектами социальной реабилитации выступают: государство, общественные объединения и фонды, органы местного самоуправления, командиры, органы воспитательной работы, медицинские и лечебно-оздоровительные учреждения, специализированные реабилитационные центры, работодатели, конфессии, профессиональные социальные работники.

Социальная реабилитация представляет собой целостный реабилитационный комплекс, включающий социально-медицинскую, собственно социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую и социально-профессиональную реабилитацию.

Собственно социальная реабилитация предполагает создание вокруг клиента социальной среды с такими качественно-количественными характеристиками, которые восполнили бы или компенсировали недостающий для достойного существования в обществе жизненный ресурс. Она включает социально-экономический, социально-средовой и социально-бытовой компоненты.

Социально-экономический компонент состоит в обеспечении нуждающихся жильем, оказании материальной поддержки, установлении системы компенсаций недостающего или утраченного материального ресурса.

Социально-средовой компонент проявляется в оказании помощи клиентам в плавном, бескризисном вхождении в новую социальную, этническую среду, в реализации принципа «безбарьерной архитектуры»для инвалидов, создании им условий для контактов с себе подобными.

Социально-бытовой компонент включает создание условий для самообслуживания и независимого существования, предоставление инвалидам протезов и необходимых средств передвижения, социальный и медицинский патронаж.

Социально-профессиональная реабилитация представляет собой комплекс организационных, информационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, образование (обучение и переобучение доступным формам труда), профессионально-деятельностную адаптацию и трудоустройство военнослужащих, а также, в случае необходимости, приспособление условий деятельности и режима труда к функциональным возможностям клиентов. Она предусматривает принятие мер по восстановлению в кратчайшие сроки профессиональных навыков, важнейших функций военнослужащих, обеспечивающих выполнение обязанностей по штатному предназначению.

В связи с известными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране (рынок, конкуренция и сопутствующий рост безработицы среди трудоспособного населения) проблема трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями к трудоустройству (узкоспециализированная подготовка, отсутствие опыта работы в рыночных условиях, наличие инвалидности) становится весьма актуальной. Официальная политика в отношении социально уязвимых групп населения в течение многих десятилетий основывалась на принципах изоляции и компенсации, что породило, как незнание обществом проблем сограждан так и неподготовленность материально-технической, кадровой, финансовой базы для их решения.

Сегодня жизнь властно требует перехода от традиционных приемов трудоустройства к новым, основанным на законах рынка, взаимоотношений, с одной стороны всего общества, а, с другой — его особой части —узкоспециализированных военнослужащих, увольняемых в запас и инвалидов. Условия рынка диктуют необходимость перехода от оказавшегося в наши дни малоэффективным планово-директивного управления занятостью к ее косвенному регулированию с помощью правовых и экономических методов.

Все это остро востребует специальное направление в деятельности социальных служб, социальных работников страны, армии и флота, связанное с профессиональной реабилитацией лиц, оказавшихся в ущемленном положении по отношению к трудоустройству.

Особую категорию объектов этой деятельности составляют лица, ставшие инвалидами, в том числе инвалидов военной службы, профессиональную реабилитацию которых нельзя рассматривать в отрыве от ее конечного результата — трудоустройства. Прежде, в условиях избытка рабочих мест, эта проблема не стояла остро, так как инвалиды, желающие работать, могли самостоятельно найти работу и на обычных и на специализированных предприятиях. В тех условиях функции социального работника в данной сфере по существу не востребовались. Сегодня же, при избытке рабочей силы, предприятий общего типа, началось широкое сокращение рабочих мест и закрытие спецпредприятий. К тому же нередко инвалидов первыми увольняют с предприятий обычного типа.

В связи с этим, целью социально-психологической реабилитации инвалидов является обеспечение возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым их социальной интеграции (реинтеграции).

Из вышесказанного следует, что профессиональная реабилитация названных категорий военнослужащих включает в себя следующие основные направления:

- информирование военнослужащих и членов их семей о правах и возможностях в области занятости;

- экспертиза потенциальных профессиональных способностей клиента (образование, род профессиональной деятельности, уровень профессионализма, состояние здоровья, степень психологической готовности к труду в новых условиях, наличие родственных гражданских профессий и возможности для профессиональной переподготовки);

- профессиональная ориентация — информирование клиентов о наиболее приемлемых и целесообразных для них видах профессиональной деятельности;

- профессиональная подготовка или переподготовка;

- рациональное трудоустройство, то есть с учетом возможностей для деятельности, перемещения к месту работы и обратно, действующего на предприятии режима труда;

- профессионально-производственная адаптация;

- установление приемлемого для клиента режима труда;

- приспособление условий труда к функциональным возможностям клиента: обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования инструментами и иными средствами труда; изменение в конструкции приборов и инструментов; переоборудование маршрутов перемещения (безбарьерная архитектура);

- преодоление предубеждений, дезинформации и неблагоприятного отношения к занятости инвалидов и к их социальной интеграции (реинтеграции).

Под социально-психологической реабилитацией понимается совокупность коррекционно-восстановительных, лечебно-оздоровительных и диагностико-профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных психологических условий для выздоровления больного (травмированного, раненного), восстановление нарушенных психических функций, формирование у клиента реалистической самооценки и оптимальной реадаптации к новой личностно-социальной ситуации.

Основные цели психологической реабилитации:

- восстановление боевой и трудовой способности;

- предупреждение инвалидности;

- социальная адаптация людей.

Социально-психологическая реабилитация военнослужащих, с одной стороны, является составной частью общего социально-реабилитационного комплекса, а с другой, она представляет собой систему, включающую в себя такие компоненты, как психофизиологический, психологический и социально-психологический.

Психофизиологический компонент социально-психологической реабилитации предполагает решение следующих задач:

- нормализация функционирования нервной системы посредством применения медикаментозных препаратов (транквилизаторов), биологических и психотерапевтических средств;

- снятие усталости и восстановление работоспособности военнослужащих по психофизиологическим показателям путем организации рационального режима жизнедеятельности: активного отдыха, сна, трудовой деятельности с постепенно возрастающей нагрузкой, физио‑, натуро‑, бальнеотерапии;

- снижение интенсивности болевых ощущений, испытываемых после ранения, травмы, операции, — медикаментозные и немедикаментозные средства;

Психологический компонент включает задачи:

- восстановление нарушенных психических функций восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональных реакций методами психокоррекции;

- помощь военнослужащим в преодолении отрицательных эмоциональных переживаний, навязчивостей, фобических реакций, связанных с ситуацией получения физической (психической) травмы;

- формирование оптимальной психологической реакции на последствия психической травмы, мобилизация личности на преодоление возникших состояний, воспитание у военнослужащих необходимых волевых качеств;

- формирование у личного состава четких представлений о факторах риска и осознанного отношения к мероприятиям по их устранению;

- психологическая подготовка военнослужащих к медицинским операциям и помощь в восстановлении нормального психического состояния в послеоперационный период.

Социально-психологический компонент включает:

- помощь при создании в лечебных учреждениях системы взаимной поддержки среди пострадавших;

- формирование у пострадавшего адекватной сложившейся ситуации "Я ‑ концепции": реалистической оценки своих возможностей и перспектив в связи с травмой, ранением, инвалидностью, утратой; понимания собственной роли в преодолении последствий случившегося, необходимости сохранения самоуважения, уверенности в собственных силах, ориентирование его на самореабилитацию;

- обучение клиентов эффективным моделям общения с окружающими;

- создание в семьях военнослужащих, воинских коллективах "психореабилитирующего" морально-психологического климата.

Социально-медицинская реабилитация представляет собой комплекс лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий:

а) восстановительно-рекоструктивная терапия: медикаментозная терапия; лечебное питание; санация очагов хронической инфекции; хирургическая коррекция патологических изменений; протезирование;

б) стационарное и санаторно-курортное лечение;

в) восстановление физической работоспособности путем ранней активации пострадавшего, лечебной физкультуры с возрастающими нагрузками, физио- и рефлексотерапии;

г) медико-социальный патронаж.

Социально-медицинская реабилитация осуществляется на госпитальном, амбулаторно-поликлиническом и санаторном этапах.

На госпитальном этапе решаются следующие задачи:

- выработка рациональной программы реабилитационных мероприятий с обеспечением преемственности на последующих этапах;

- определение адекватного медико-диагностического режима;

- разработка диетических рекомендаций;

- предупреждение, раннее выявление и устранение факторов, способствующих формированию затяжных вариантов течения болезни;

- санация очагов инфекции и лечение сопутствующих заболеваний, влияющих на эффективность реабилитации;

- подготовка больного (раненного, травмированного) к постгоспитальным этапам реабилитации и восстановлению служебной деятельности.

На санаторном этапе осуществляется:

- повышение работоспособности военнослужащего путем целенаправленного выполнения программы физической реабилитации и использования природных и преформированных физических факторов;

- устранение или снижение психопатологических синдромов в целях психологической реадаптации;

- подготовка к профессиональной деятельности;

- предупреждение прогрессирования заболевания, его обострения и осложнения путем проведения медикаментозной терапии и осуществления вторичной профилактики, — борьба с факторами риска.

Лекарственная терапия на данном этапе является вспомогательной. Главное здесь — последовательное повышение степени активности больного путем использования утренней гигиенической и лечебной гимнастики, дозированной ходьбы, подвижных игр; климатотерапии в режимах слабого и умеренного тренирующего воздействия (аэро‑ и гемотерапия); лечебного питания; физиотерапии с использованием электрофореза лекарственных веществ, лечения импульсивными токами низкой частоты, синусоидальными моделированными токами, дециметровыми волнами.

Амбулаторно-поликлинический этап проводится после возвращения военнослужащего из госпиталя, санатория или из отпуска по болезни. Основные его мероприятия исполняются врачами медицинских пунктов воинских частей под руководством невропатологов и других специалистов окружных и гарнизонных военно-лечебных учреждений.

Специфическим содержанием отличается медико-социальная реабилитация в стационарных учреждениях системы социального обслуживания: домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками. В названных учреждениях психотравмирующее воздействие на клиентов оказывают: патология окружающих; относительная социальная изоляция группы и ее быстрая информационная истощаемость; монотонность быта, однообразие занятий, социально-психологическая депривация; больничный фон существования.

В этих условиях большое значение имеет формирование реабилитирующей социальной среды и режима жизнедеятельности: создание комфортных условий проживания; предоставление возможности выбора соседей по месту проживания, коллектива себе подобных, условий для общения по интересам; вовлечение клиентов в посильный труд, в культурно-досуговые мероприятия.

Социально-педагогическая реабилитация осуществляется при нарушении способности граждан к получению образования в соответствии с состоянием здоровья, интересами, физическими и психическими возможностями личности.

Она прежде всего заключается в осуществлении мероприятий воспитательного характера в отношении детей-инвалидов. Эти мероприятия направлены на овладение ребенком необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение школьного образования; выработку у ребенка уверенности в собственных силах и правильной профессиональной ориентации.

В рамках социально-педагогической реабилитации необходимо обучать людей тем необходимым социальным навыкам, которые у них по тем или иным причинам не сформированы, но без которых они не могут более или менее успешно интегрироваться в социальную среду. Важным здесь является и вооружение клиентов знаниями в юридической, экономической, бытовой областях, в сфере семейных отношений, межличностного взаимодействия, совершенствования собственной личности и т.п. Такие знания позволяют избегать многих социальных проблем.

Таким образом, социальная реабилитация представляет собой единый реабилитационный комплекс, в котором социальные, психологические, педагогические, профессиональные компоненты находятся в неразрывной связи друг с другом. Предназначением такого комплекса является формирование, восстановление, коррекция или компенсация социо-витального ресурса человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, обеспечивающего его активное социальное функционирование и достойное существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: