№№ вопросов | Название вопроса | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Понятие, объекты и субъекты, составляющие социальной реабилитации. | ||
Виды и компоненты социальной реабилитации. | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
ВСЕГО |
8. Методические указания по проведению занятия:
Учебный материал темы помогает студентам ознакомиться с основными направлениями практической работы по дисциплине «Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении)», помогает изучить вопросы современного военного строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2020 года.
При подготовке к занятию использовать новые материалы о военной подготовке из периодической и военной печати, требования последних руководящих документов Министра Обороны РФ, органов управления военной подготовкой, кино и видеоматериалы.
Во вступительной части лекции предпочтительно затронуть проблемы, связанные с укреплением обороноспособности страны, необходимостью каждому мужчине быть готовым к вооруженной защите Отечества, увязать их со славными героическими традициями русского народа, Вооруженных Сил.
|
|
При рассмотрении учебных вопросов необходимо акцентировать внимание слушателей на явлении социальной реабилитации как комплексе социальных, экономических, психологических, педагогических, военно-профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление разрушенных или утраченных человеком ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений. Показать объекты и субъекты, составляющие социальной реабилитации.
Разъяснить социально-экономический, социально-средовой и социально-бытовой компоненты социальной реабилитации.
При этом продолжать знакомить студентов с основным содержанием проводимой в стране военной реформы.
Военно-социальная работа, как известно, может рассматриваться в широком и в узком плане. В первом случае имеется в виду деятельность органов государственного и военного управления, социальных служб по социальной защите и обеспечению всех военнослужащих, членов семей в целях реализации их законных прав и свобод, поддержанию их эффективного социального функционирования и достойного существования. Во втором значении социальная работа рассматривается как адресное вспомоществование тем военнослужащим и семьям, которые находятся в наиболее социально уязвимом положении и состояние жизненного ресурса которых не позволяет им самостоятельно выйти из кризисной жизненной ситуации. Среди форм индивидуальной и групповой поддержки и помощи важное место принадлежит социальной реабилитации, то есть организованному восстановлению утраченного человеком или группой социо-витального ресурса.
|
|
Социальная реабилитация — комплекс социальных, экономических, психологических, педагогических, военно-профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление разрушенных или утраченных человеком ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений вследствие:
- нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), болезни, физической травмы, ранения;
- психической травмы психогенного или соматического происхождения;
- неблагоприятного изменения социального статуса (возрастные и профессиональные кризисы, утрата работы, снижение в должности, вынужденное переселение, утрата жилища и др.);
- девиантного поведения.
Целью социальной реабилитации является восстановление жизненного ресурса и социального статуса человека в интересах его эффективного социального функционирования и достойного существования в изменившейся жизненной ситуации.
Приведенное выше определение социальной реабилитации указывает на круг объектов, к которым применяются реабилитационные методы воздействия. К числу таких объектов следует отнести: лиц и группы людей, подвергшихся воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств, испытывающих симптомы выраженной социальной дезадаптации; инвалидов; детей инвалидов, людей пожилого возраста; подростков с девиантным поведением; лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, предпринимавших попытки суицида; реально и потенциально безработных; бездомных; беженцев и мигрантов; несовершеннолетних матерей; людей, перенесших тяжелые заболевания, ранения, контузии, физические и психические травмы.
Субъектами социальной реабилитации выступают: государство, общественные объединения и фонды, органы местного самоуправления, командиры, органы воспитательной работы, медицинские и лечебно-оздоровительные учреждения, специализированные реабилитационные центры, работодатели, конфессии, профессиональные социальные работники.
Социальная реабилитация представляет собой целостный реабилитационный комплекс, включающий социально-медицинскую, собственно социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую и социально-профессиональную реабилитацию.
Собственно социальная реабилитация предполагает создание вокруг клиента социальной среды с такими качественно-количественными характеристиками, которые восполнили бы или компенсировали недостающий для достойного существования в обществе жизненный ресурс. Она включает социально-экономический, социально-средовой и социально-бытовой компоненты.
Социально-экономический компонент состоит в обеспечении нуждающихся жильем, оказании материальной поддержки, установлении системы компенсаций недостающего или утраченного материального ресурса.
Социально-средовой компонент проявляется в оказании помощи клиентам в плавном, бескризисном вхождении в новую социальную, этническую среду, в реализации принципа «безбарьерной архитектуры»для инвалидов, создании им условий для контактов с себе подобными.
Социально-бытовой компонент включает создание условий для самообслуживания и независимого существования, предоставление инвалидам протезов и необходимых средств передвижения, социальный и медицинский патронаж.
Социально-профессиональная реабилитация представляет собой комплекс организационных, информационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, образование (обучение и переобучение доступным формам труда), профессионально-деятельностную адаптацию и трудоустройство военнослужащих, а также, в случае необходимости, приспособление условий деятельности и режима труда к функциональным возможностям клиентов. Она предусматривает принятие мер по восстановлению в кратчайшие сроки профессиональных навыков, важнейших функций военнослужащих, обеспечивающих выполнение обязанностей по штатному предназначению.
|
|
В связи с известными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране (рынок, конкуренция и сопутствующий рост безработицы среди трудоспособного населения) проблема трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями к трудоустройству (узкоспециализированная подготовка, отсутствие опыта работы в рыночных условиях, наличие инвалидности) становится весьма актуальной. Официальная политика в отношении социально уязвимых групп населения в течение многих десятилетий основывалась на принципах изоляции и компенсации, что породило, как незнание обществом проблем сограждан так и неподготовленность материально-технической, кадровой, финансовой базы для их решения.
Сегодня жизнь властно требует перехода от традиционных приемов трудоустройства к новым, основанным на законах рынка, взаимоотношений, с одной стороны всего общества, а, с другой — его особой части —узкоспециализированных военнослужащих, увольняемых в запас и инвалидов. Условия рынка диктуют необходимость перехода от оказавшегося в наши дни малоэффективным планово-директивного управления занятостью к ее косвенному регулированию с помощью правовых и экономических методов.
Все это остро востребует специальное направление в деятельности социальных служб, социальных работников страны, армии и флота, связанное с профессиональной реабилитацией лиц, оказавшихся в ущемленном положении по отношению к трудоустройству.
Особую категорию объектов этой деятельности составляют лица, ставшие инвалидами, в том числе инвалидов военной службы, профессиональную реабилитацию которых нельзя рассматривать в отрыве от ее конечного результата — трудоустройства. Прежде, в условиях избытка рабочих мест, эта проблема не стояла остро, так как инвалиды, желающие работать, могли самостоятельно найти работу и на обычных и на специализированных предприятиях. В тех условиях функции социального работника в данной сфере по существу не востребовались. Сегодня же, при избытке рабочей силы, предприятий общего типа, началось широкое сокращение рабочих мест и закрытие спецпредприятий. К тому же нередко инвалидов первыми увольняют с предприятий обычного типа.
|
|
В связи с этим, целью социально-психологической реабилитации инвалидов является обеспечение возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым их социальной интеграции (реинтеграции).
Из вышесказанного следует, что профессиональная реабилитация названных категорий военнослужащих включает в себя следующие основные направления:
- информирование военнослужащих и членов их семей о правах и возможностях в области занятости;
- экспертиза потенциальных профессиональных способностей клиента (образование, род профессиональной деятельности, уровень профессионализма, состояние здоровья, степень психологической готовности к труду в новых условиях, наличие родственных гражданских профессий и возможности для профессиональной переподготовки);
- профессиональная ориентация — информирование клиентов о наиболее приемлемых и целесообразных для них видах профессиональной деятельности;
- профессиональная подготовка или переподготовка;
- рациональное трудоустройство, то есть с учетом возможностей для деятельности, перемещения к месту работы и обратно, действующего на предприятии режима труда;
- профессионально-производственная адаптация;
- установление приемлемого для клиента режима труда;
- приспособление условий труда к функциональным возможностям клиента: обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования инструментами и иными средствами труда; изменение в конструкции приборов и инструментов; переоборудование маршрутов перемещения (безбарьерная архитектура);
- преодоление предубеждений, дезинформации и неблагоприятного отношения к занятости инвалидов и к их социальной интеграции (реинтеграции).
Под социально-психологической реабилитацией понимается совокупность коррекционно-восстановительных, лечебно-оздоровительных и диагностико-профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных психологических условий для выздоровления больного (травмированного, раненного), восстановление нарушенных психических функций, формирование у клиента реалистической самооценки и оптимальной реадаптации к новой личностно-социальной ситуации.
Основные цели психологической реабилитации:
- восстановление боевой и трудовой способности;
- предупреждение инвалидности;
- социальная адаптация людей.
Социально-психологическая реабилитация военнослужащих, с одной стороны, является составной частью общего социально-реабилитационного комплекса, а с другой, она представляет собой систему, включающую в себя такие компоненты, как психофизиологический, психологический и социально-психологический.
Психофизиологический компонент социально-психологической реабилитации предполагает решение следующих задач:
- нормализация функционирования нервной системы посредством применения медикаментозных препаратов (транквилизаторов), биологических и психотерапевтических средств;
- снятие усталости и восстановление работоспособности военнослужащих по психофизиологическим показателям путем организации рационального режима жизнедеятельности: активного отдыха, сна, трудовой деятельности с постепенно возрастающей нагрузкой, физио‑, натуро‑, бальнеотерапии;
- снижение интенсивности болевых ощущений, испытываемых после ранения, травмы, операции, — медикаментозные и немедикаментозные средства;
Психологический компонент включает задачи:
- восстановление нарушенных психических функций восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональных реакций методами психокоррекции;
- помощь военнослужащим в преодолении отрицательных эмоциональных переживаний, навязчивостей, фобических реакций, связанных с ситуацией получения физической (психической) травмы;
- формирование оптимальной психологической реакции на последствия психической травмы, мобилизация личности на преодоление возникших состояний, воспитание у военнослужащих необходимых волевых качеств;
- формирование у личного состава четких представлений о факторах риска и осознанного отношения к мероприятиям по их устранению;
- психологическая подготовка военнослужащих к медицинским операциям и помощь в восстановлении нормального психического состояния в послеоперационный период.
Социально-психологический компонент включает:
- помощь при создании в лечебных учреждениях системы взаимной поддержки среди пострадавших;
- формирование у пострадавшего адекватной сложившейся ситуации "Я ‑ концепции": реалистической оценки своих возможностей и перспектив в связи с травмой, ранением, инвалидностью, утратой; понимания собственной роли в преодолении последствий случившегося, необходимости сохранения самоуважения, уверенности в собственных силах, ориентирование его на самореабилитацию;
- обучение клиентов эффективным моделям общения с окружающими;
- создание в семьях военнослужащих, воинских коллективах "психореабилитирующего" морально-психологического климата.
Социально-медицинская реабилитация представляет собой комплекс лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий:
а) восстановительно-рекоструктивная терапия: медикаментозная терапия; лечебное питание; санация очагов хронической инфекции; хирургическая коррекция патологических изменений; протезирование;
б) стационарное и санаторно-курортное лечение;
в) восстановление физической работоспособности путем ранней активации пострадавшего, лечебной физкультуры с возрастающими нагрузками, физио- и рефлексотерапии;
г) медико-социальный патронаж.
Социально-медицинская реабилитация осуществляется на госпитальном, амбулаторно-поликлиническом и санаторном этапах.
На госпитальном этапе решаются следующие задачи:
- выработка рациональной программы реабилитационных мероприятий с обеспечением преемственности на последующих этапах;
- определение адекватного медико-диагностического режима;
- разработка диетических рекомендаций;
- предупреждение, раннее выявление и устранение факторов, способствующих формированию затяжных вариантов течения болезни;
- санация очагов инфекции и лечение сопутствующих заболеваний, влияющих на эффективность реабилитации;
- подготовка больного (раненного, травмированного) к постгоспитальным этапам реабилитации и восстановлению служебной деятельности.
На санаторном этапе осуществляется:
- повышение работоспособности военнослужащего путем целенаправленного выполнения программы физической реабилитации и использования природных и преформированных физических факторов;
- устранение или снижение психопатологических синдромов в целях психологической реадаптации;
- подготовка к профессиональной деятельности;
- предупреждение прогрессирования заболевания, его обострения и осложнения путем проведения медикаментозной терапии и осуществления вторичной профилактики, — борьба с факторами риска.
Лекарственная терапия на данном этапе является вспомогательной. Главное здесь — последовательное повышение степени активности больного путем использования утренней гигиенической и лечебной гимнастики, дозированной ходьбы, подвижных игр; климатотерапии в режимах слабого и умеренного тренирующего воздействия (аэро‑ и гемотерапия); лечебного питания; физиотерапии с использованием электрофореза лекарственных веществ, лечения импульсивными токами низкой частоты, синусоидальными моделированными токами, дециметровыми волнами.
Амбулаторно-поликлинический этап проводится после возвращения военнослужащего из госпиталя, санатория или из отпуска по болезни. Основные его мероприятия исполняются врачами медицинских пунктов воинских частей под руководством невропатологов и других специалистов окружных и гарнизонных военно-лечебных учреждений.
Специфическим содержанием отличается медико-социальная реабилитация в стационарных учреждениях системы социального обслуживания: домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками. В названных учреждениях психотравмирующее воздействие на клиентов оказывают: патология окружающих; относительная социальная изоляция группы и ее быстрая информационная истощаемость; монотонность быта, однообразие занятий, социально-психологическая депривация; больничный фон существования.
В этих условиях большое значение имеет формирование реабилитирующей социальной среды и режима жизнедеятельности: создание комфортных условий проживания; предоставление возможности выбора соседей по месту проживания, коллектива себе подобных, условий для общения по интересам; вовлечение клиентов в посильный труд, в культурно-досуговые мероприятия.
Социально-педагогическая реабилитация осуществляется при нарушении способности граждан к получению образования в соответствии с состоянием здоровья, интересами, физическими и психическими возможностями личности.
Она прежде всего заключается в осуществлении мероприятий воспитательного характера в отношении детей-инвалидов. Эти мероприятия направлены на овладение ребенком необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение школьного образования; выработку у ребенка уверенности в собственных силах и правильной профессиональной ориентации.
В рамках социально-педагогической реабилитации необходимо обучать людей тем необходимым социальным навыкам, которые у них по тем или иным причинам не сформированы, но без которых они не могут более или менее успешно интегрироваться в социальную среду. Важным здесь является и вооружение клиентов знаниями в юридической, экономической, бытовой областях, в сфере семейных отношений, межличностного взаимодействия, совершенствования собственной личности и т.п. Такие знания позволяют избегать многих социальных проблем.
Таким образом, социальная реабилитация представляет собой единый реабилитационный комплекс, в котором социальные, психологические, педагогические, профессиональные компоненты находятся в неразрывной связи друг с другом. Предназначением такого комплекса является формирование, восстановление, коррекция или компенсация социо-витального ресурса человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, обеспечивающего его активное социальное функционирование и достойное существование.