Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу

Модуль 3. Лекция 2

Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте

1. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу.

2. Физиологические и психологические особенности младшего школьника.

3. Учение как ведущий вид деятельности в период начального обучения.

4. Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка 6-10 лет.

5. Аффективная сфера младшего школьника.

6. Основные достижения младшего школьного возраста.

Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу

Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напря­жения всех сил детского организма и детской психики.

Закономерные реакции организма ребенка на изменение при­вычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере при­выкания к новым условиям:

ü двигательное возбуждение или заторможенность,

ü раздражитель­ность,

ü снижение аппетита,

ü плохой сон,

ü повышенная утомляемость.

Три основных этапа физиологи­ческой адаптации ребенка к школе:

Первый этап адаптации — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реак­цией. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.

Второй этап адаптации — неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

Третий этап адаптации — период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного на­пряжения.

Продолжительность всех трех фаз адаптации — пять-шесть не­дель; наиболее напряженные — первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти. Поэтому в учебном плане в первой четверти предусмот­рено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность учеб­ных занятий, чем в другое время.

Факторы, благоприятные для адаптации:

ü адекватная самооценка (=> нормальный уровень притязаний);

ü полная семья;

ü правильные методы воспитания в семье;

ü отсутствие конфликтных ситуаций в семье;

ü высокое образование родителей;

ü функциональная готовность к обучению в школе;

ü психологическая готовность к обучению в школе;

ü благоприятный статус ребенка в группе детского сада;

ü положительный стиль взаимоотношений учителя и детей.

Высокий уровень адаптации:

ü положительное отношение к школе;

ü ребенок адекватно воспринимает требования;

ü легко, глубоко и полно усваивает учебный материал;

ü решает усложненные задачи;

ü прилежен и внимателен;

ü выполняет поручения без внешнего контроля;

ü проявляет интерес к самостоятельной работе;

ü готовится ко всем урокам;

ü занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации:

ü посещение школы не вызывает отрицательных эмоций;

ü ребенок понимает и усваивает учебный материал, если учитель излагает подробно, наглядно;

ü самостоятельно решает типовые задачи;

ü сосредоточен и внимателен при внешнем контроле;

ü при занятии интересным делом внимание повышается;

ü готовится к урокам почти всегда;

ü общественные поручения выполняется добросовестно;

ü дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации:

ü отрицательное или равнодушное отношение к школе;

ü нередки жалобы на здоровье;

ü доминирует подавленное настроение;

ü нередки нарушения дисциплины;

ü ребенок усваивает материал фрагментарно;

ü необходим постоянный побуждающий контроль;

ü самостоятельная работа затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;

ü к урокам готовится нерегулярно;

ü необходим контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны учителя и родителей;

ü сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;

ü для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи учителя;

ü поручения выполняет без инициативы, под давлением;

ü близких друзей в классе нет;

ü знает по именам лишь часть одноклассников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: