Модуль 3. Лекция 2
Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте
1. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу.
2. Физиологические и психологические особенности младшего школьника.
3. Учение как ведущий вид деятельности в период начального обучения.
4. Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка 6-10 лет.
5. Аффективная сфера младшего школьника.
6. Основные достижения младшего школьного возраста.
Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу
Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.
Закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям:
ü двигательное возбуждение или заторможенность,
ü раздражительность,
ü снижение аппетита,
ü плохой сон,
ü повышенная утомляемость.
Три основных этапа физиологической адаптации ребенка к школе:
Первый этап адаптации — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.
Второй этап адаптации — неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.
Третий этап адаптации — период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.
Продолжительность всех трех фаз адаптации — пять-шесть недель; наиболее напряженные — первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти. Поэтому в учебном плане в первой четверти предусмотрено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность учебных занятий, чем в другое время.
Факторы, благоприятные для адаптации:
ü адекватная самооценка (=> нормальный уровень притязаний);
ü полная семья;
ü правильные методы воспитания в семье;
ü отсутствие конфликтных ситуаций в семье;
ü высокое образование родителей;
ü функциональная готовность к обучению в школе;
ü психологическая готовность к обучению в школе;
ü благоприятный статус ребенка в группе детского сада;
ü положительный стиль взаимоотношений учителя и детей.
Высокий уровень адаптации:
ü положительное отношение к школе;
ü ребенок адекватно воспринимает требования;
ü легко, глубоко и полно усваивает учебный материал;
ü решает усложненные задачи;
ü прилежен и внимателен;
ü выполняет поручения без внешнего контроля;
ü проявляет интерес к самостоятельной работе;
ü готовится ко всем урокам;
ü занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации:
ü посещение школы не вызывает отрицательных эмоций;
ü ребенок понимает и усваивает учебный материал, если учитель излагает подробно, наглядно;
ü самостоятельно решает типовые задачи;
ü сосредоточен и внимателен при внешнем контроле;
ü при занятии интересным делом внимание повышается;
ü готовится к урокам почти всегда;
ü общественные поручения выполняется добросовестно;
ü дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации:
ü отрицательное или равнодушное отношение к школе;
ü нередки жалобы на здоровье;
ü доминирует подавленное настроение;
ü нередки нарушения дисциплины;
ü ребенок усваивает материал фрагментарно;
ü необходим постоянный побуждающий контроль;
ü самостоятельная работа затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
ü к урокам готовится нерегулярно;
ü необходим контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны учителя и родителей;
ü сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
ü для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи учителя;
ü поручения выполняет без инициативы, под давлением;
ü близких друзей в классе нет;
ü знает по именам лишь часть одноклассников.