Развитие мышления

Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами.

Главной особенностью данного периода является то, что умственные опе­рации, совершаемые ребенком, становятся теперь обратимыми. Если ранее процесс интеллектуального развития ребенка характеризовался тем, что внешние действия, выполняемые им, постепенно трансформировались во внутренние, то теперь ребенок в состоянии перенести действия, выполняе­мые в когнитивной сфере, во внешнюю, то есть предметную сферу своей деятельности.

Между семью и десятью годами дети осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции. На­пример, они могут распределять объекты по одному их признаку, например по высоте или весу.

У де­тей в этом возрасте формируется также мысленное представление о последовательности действий. Пя­тилетний ребенок может найти до­рогу к дому приятеля, но не сможет рассказать вам, как туда добраться, и не сможет изобразить это каран­дашом на бумаге. Дорогу он находит потому, что знает, где надо повернуть, но общей картины маршрута у него нет. Но уже в 8-летнем возрасте дети легко могут нарисовать и карту пути.

Происхо­дит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста ребенка: консервации, классификации и сериации.

КОНСЕРВАЦИЯ

Консервация — способность видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.

Объяснить смысл понятия «консервация»можно, описав эксперимент, который проводил Ж. Пиаже. На столе перед ребенком находится три сосуда. Из них два одинаковые, а третий выше и уже. В два более низких сосуда наливают воду точно до одинакового уровня, то есть они содержат одинаковое количе­ство воды. Затем воду из одного более низкого сосуда переливают в более высокий и узкий. В нем вода поднимается до более высокого уровня. Ребен­ку задают вопрос: «Больше ли воды в этом узком сосуде, чем ее было в низком?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: