Развитие восприятия

Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы, какими являют­ся письменные знаки (буквы), объединять их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придавать этому слову конкретное смысловое значение.

Восприятие первоклассника характеризуется слабой дифференцированностью (=> путает буквы цифры: 6-9, З-Э, Я-R, И-N…).

Формируется восприятие пространства и времени. Слишком малые и слишком большие промежутки времени ребенку воспринимать сложно (минуты, секунды, века).

В период младшего школьного возраста происходит существенное разви­тие представлений ребенка. Если до семилетнего возраста у детей обнару­живаются лишь репродуктивные образы-представления, связанные с изве­стными ребенку объектами или событиями, которые в данный момент не воспринимаются, то в возрасте 7-9 лет у ребенка активно начинают разви­ваться продуктивные представления. Более того, если дошкольники обла­дают в основном статическими представлениями и испытывают трудно­сти, пытаясь представить нечто другое, то младшие школьники данную операцию выполняют уже достаточно легко.

Данный этап развития представлений у ребенка обусловлен переходом от непроизвольного возникновения у него представлений к умению произ­вольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоя­нии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко опи­сать, как выглядит его любимая игрушка.

Этот период возрастного развития ребенка интересен еще и тем, что в это время у детей происходит формирование индивидуальных различий в пред­ставлениях. Как известно, в ряде исследований было доказано, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя пред­ставления определенного типа. Это в значительной степени связано с осо­бенностями формирования у них представлений в период раннего школьно­го возраста.

Развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь — это путь схематизации. В результате схема­тизации представление, возникшее у ребенка, теряет постепенно ряд част­ных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие у ребенка пространственных геометричес­ких представлений.

Другой путь — типизация образов. Следуя по данному пути развития, представления, не теряя своей индивидуальности, а наобо­рот, делаясь все более конкретными и наглядными, становятся «представи­телями» целой группы предметов и явлений. Этот путь ведет к развитию у ребенка представлений о художественном образе, который, будучи в макси­мальной степени конкретным и индивидуальным, может содержать в себе весьма широкое обобщение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: