Какие трудности встречаются в учебной деятельности подростка?

Одной из причин плохого усвоения знаний в подростковом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, т. е. нежелание учиться. В подростковом возрасте учение в школе может стать формальной деятельностью, когда у подростка пре- обладают сильные неучебные интересы, а познавательные слабые или отсутствуют, когда среди складывающихся личных ценностей приобретение знаний не занимает существенного места. Абстрактное понимание необходимости учения в школе — недостаточный для подростка стимул к работе.

В средних классах дети различаются по многим параметрам. Различия существуют в:

— отношении к учению — от очень ответственного до довольно равнодушного;

— общем развитии — от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;

— объеме и прочности званий в пределах школьной программы от отличного ее усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по основным предметам;

— способах усвоения учебного материала — от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;

— умениях преодолевать трудности в учебной работе — от значительного упорства до специфического иждивенства в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется;

— интересах — от ярко выраженных познавательных интересов и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого.

При переходе в старшие классы у подростков могут возникать трудности в связи с тем, что вместо одного учителя появляется пять—шесть новых. Подростку приходится привыкать к каждому новому учителю, к его способам преподнесения материала и проверке домашних заданий.

Каковы особенности подросткового возраста?

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает:

— чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;

— крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;

— внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами _Я С обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.

Развитие личности в подростковом периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой --- происходят рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

1. Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым.

2. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».

3. Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.

4. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.

5. Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сферы, самосознания.

6. Э. Эриксон говорит о формировании «Я»-идентичности в этом возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: