Мышление младших школьников

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1 – 3 (4) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Этот возраст считается «спокойным» как в физиологическом, так и в психологическом отношении. У детей продолжается рост тела, но более замедленно, чем в предыдущий период (всего лишь 2—3 см в год) При этом рост идет в основном за счет туловища, и тем самым пропорции тела сохраняются неизменными.

Младший школьный возраст благоприятен для формирования у детей способности к длительной целенаправленной деятельности!!!

На возраст 8—9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. На переменах они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроках бурной двигательной активностью, что обусловлено их физиологическими потребностями. Поэтому большую роль в нормальном развитии детей этого возраста играет физическая культура и спорт.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

Перестройка внешней жизни младшего школьника сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности - ребенок научается управлять ими - управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. По сравнению с дошкольниками младший школьник становится более уравновешенным, более спокойным.

Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребенка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. Все это приводит к тому, что ребенок научается управлять своим поведением.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Мышление младших школьников

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Однако мышление многих младших школьников еще страдает разными недостатками, одним из которых является так называемый феномен Пиаже.

Эта особенность детского мышления проявляется в следующем. Проведите с детьми такие эксперименты:

1. Скатайте из пластилина или глины два одинаковых шарика. Спросите детей: «Как вы думаете, в этих шариках одинаковое количество пластилина?» Все дети подтвердят, что одинаковое. После этого на глазах у детей раскатайте один из шариков в длинную колбаску. «А теперь где больше пластилина - в шарике или в колбаске?» И многие дети вам скажут, что: в колбаске больше пластилина, хотя они только что наблюдали процесс превращения шарика в колбаску.

2. Возьмите два одинаковых стеклянных сосуда и налейте в них поровну подкрашенную воду. Спросите любого ребенка: «В этих сосудах одинаковое количество воды?» Он несомненно подтвердит это. Теперь на глазах у детей перелейте воду из одного из этих сосудов в третий, более узкий так, чтобы было видно, что уровень воды в этом сосуде поднялся. После этого спросите: «А теперь в каком сосуде воды больше?» – и многие дети 6-7 лет и даже старше скажут вам, что в третьем сосуде воды больше.

3. Еще более простой опыт. Возьмите два одинаковых листочка бумаги. например, из тетради. Спросите ребенка: «В этих листочках одинаковое количество бумаги?» Он, конечно, скажет: «Да, одинаковое». Затем на глазах у ребенка один из листочков разрежьте по оси и из двух получившихся половинок сложите новый листок (прямоугольник, он будет длиннее, но более узкий). «А теперь где бумаги больше?» Как правило, ребенок укажет на более длинный листок.

Эти и подобные опыты показывают, что дети не владеют принципом инвариантности (постоянства) количества или величины в зависимости от формы, они считают, что при изменении формы непременно изменяется и величина.

Вот эта особенность детского мышления и называется феноменом Пиаже, ибо впервые эту особенность открыл и изучил французский психолог Жан Пиаже.

Наличие у детей феномена Пиаже будет мешать им правильно воспринимать учебный материал. Ведь многое в обучении устанавливается путем сравнения, а наличие феномена Пиаже как раз и показывает, что дети не умеют правильно сравнивать объекты. Что это обстоит именно так, можно убедиться на следующем опыте. Пригласите к себе в кабинет (класс) учителей. Поставьте на стол несколько разных предметов, в том числе какой-нибудь небольшой железный предмет, большую легкую сумку, длинную веревочку, линейку, пустую картонную коробку и т.д. После этого спросите одну из учительниц начальной школы: «Скажите, пожалуйста, какой из этих предметов самый большой?» И она, как правило, сразу, не задумываясь, укажет или на коробку, или на сумку. А на следующий вопрос: «Почему вы считаете, что коробка - самая большая из всех этих предметов?» — она ответит вам: «Так это и так видно». Вот у этой учительницы и проявляется феномен Пиаже, который у нее сохранился с детства. Ведь на вопрос «Какой предмет самый большой?» нельзя дать ответа, пока не указано, по какому свойству надо сравнивать эти предметы: если по объему, то самый большой - коробка, а если по тяжести - то небольшой железный предмет, а по длине - веревочка, и т.д.

Сравнивать предметы можно лишь по определенному общему свойству, а если сравнивать два предмета по разным свойствам, то может оказаться, что по одному свойству первый предмет больше второго, а по другому свойству — второй предмет больше первого. Если дети этого не поймут, то им будет непонятно многое из того, что изучается в школе. Если до обучения в школе перед ребенком был мир вещей, то теперь перед ним должен раскрыться новый мир — мир относительно самостоятельных свойств с их внутренней организацией. А это будет воз можно лишь тогда, когда ребенок поймет, что каждый предмет - это система свойств и что эти свойства определенным образом взаимосвязаны.

Как же избавить детей от феномена Пиаже? Надо провести с ними ряд занятий следующего содержания:

1. Нужно научить ребенка видеть в каждом предмете много разных свойств. Давая какой-то предмет детям, полезно ставить перед ними такие вопросы: «Какого цвета этот предмет?», «Из чего он сделан?», «Для чего он используется?» и т.д. Можно организовать игру: кто назовет больше свойств в данном предмете.

Когда дети поймут, что в каждом предмете заключено огромное число разных свойств, научатся видеть в предметах их свойства, можно перейти к сравнению предметов по общему свойству.

2. Показывая два или несколько предметов, ставим перед детьми вопрос: «Какие общие свойства имеют эти предметы?» Можно провести игру «Угадайте, какой предмет я задумал». Дети могут задавать любые вопросы типа: «Он зеленый?», «Он съедобный?», «Он сделан из бумаги?» и т.д., а учитель либо подтверждает, либо отрицает наличие у задуманного предмета этих свойств. Дети же на основе ответов учителя должны попытаться угадать, какой предмет он задумал. Тем самым они убеждаются, что каждый предмет - это совокупность (система) определенных свойств.

Затем дети коллективно решают вопрос: как же можно сравнивать предметы? Каково главное правило сравнения?

Когда будут найдены ответы на эти вопросы, дети смогут избавиться от феномена Пиаже. Чтобы окончательно в этом убедиться, надо повторить те первоначальные опыты, которые были проведены с детьми, и они теперь должны правильно их истолковать.

Такая работа с детьми будет способствовать развитию у них правильного, обоснованного мышления.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы

"теоретиков " или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков ", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и

"художников" с ярким образным мышлением.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: