Ø Усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций.
Ø Повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые, радостные и бодрые настроения.
Ø Активно развиваются социальные эмоции.
Ø Развивается собственная эмоциональная выразительность.
Ø Характерная особенность - эмоциональная впечатлительность.
Ø Младший школьный возраст - сензитивный период для регуляции эмоциональных состояний, идет работа со страхами (рассказывание страшилок).
Ø Формирование эмоциональной регуляции связано также с другим типичным явлением для младшего школьного возраста – ситуацией дразнения.
Ø По данным лонгитюда А.М.Прихожан с 1-го по 3-ий класс тревожность детей высока и устойчива.
Ø По данным А.И. Захарова, у 68% мальчиков и у 92% девочек 8-9 лет отмечался страх опоздать в школу. Младшим школьникам также присущи «магические» страхи: какой-то беды, несчастья, вера в плохие приметы.
|
|
Ø Школьные страхи наиболее остро переживаются первоклассниками.
Ø У девочек доминирует страх несоответствия предъявляемым им требованиям, а у мальчиков – страх наказания.
Ø А.М. Прихожан установила, что содержание ведущих страхов детей меняется в зависимости от возрастных эпох.
· Так, в 1970-ые гг. тревоги и страхи детей были в основном связаны со школой: наказания, замечания, плохие оценки и т.д.
· Для детей 1980-ых гг. перечень страхов резко изменяется: на первое место выходят тревоги и страхи, связанные с семьей, с невыполнением социальных норм, а также страхи перед вселенскими катастрофами.
· Наконец, тревоги и страхи детей 1990-ых гг. в основном связаны со школой, наряду с ними представлены социальные страхи (страх физического одиночества и страх перед «опасными людьми») и архаические страхи (темноты, огня, крови, внезапных резких звуков, что свойственно дошкольникам), страх перед физическим насилием, магические (потусторонних сил, судьбы, сглаза) и дезинтеграционные страхи (глобальной катастрофы).
Таким образом, содержание страхов и тревог детей оказывается тесно связанным с конкретно-историческим временем, в котором они живут, точнее, с той нравственной и эмоционально окрашенной атмосферой бытия, которой пропитано их ближайшее окружение.
Дети нуждаются в представлении о том, что окружающий их мир добрый! Только исходя из таких представлений можно вырасти оптимистом и жизнерадостным человеком, а это лучшая профилактика асоциального поведения. Столкновение с правдой жизни неизбежно. Но лишь сформированные к определенному возрасту представления о добре и справедливости и как раз ясный взгляд на существующие в реальной жизни противоречия являются фактором нравственного развития.
|
|
! Важно отметить также, что существует теснейшая связь между тревожностью и страхами родителей и их детей.
Развитие воли, саморегуляции, самоконтроля:
Ø Растет умение проявлять волевые усилия.
Ø Усложняется структура волевого действия за счет усложнения мотивации постановки цели и выбора путей ее достижения.
Ø Формируется произвольность поведения и деятельности.
Ø Феномены детской субкультуры на границе младшего школьного и подросткового возраста, связанные с преодолением себя: детские шалости и испытания храбрости.