Ø В младшем школьном возрасте мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход к иерархическому строению системы мотивов.
Ø Ведущее значение в структуре социальной мотивации имеет стремление занять новую социальную позицию и в этой связи ориентация на учителя и его требования.
Ø Наряду с социальной мотивацией выделяют познавательную (Божович Л.И., Калчев П.П.).
Ø В начале обучения познавательные интересы характеризуются неустойчивостью, ситуативностью и преимущественной ориентацией на учителя.
Ø Развитие познавательных интересов идет по пути повышения их устойчивости и дифференцированности.
Ø Младшего школьника привлекают те новые знания, усвоение которых является результатом его самостоятельной, активной познавательной деятельности.
Ø М.В. Матюхина рассматривает структуру познавательной мотивации и выделяет в ней 2 основных компонента: направленность на содержание материала и направленность на процесс учения.
Рис. 1. Структура познавательной мотивации по М.В. Матюхиной
В мотивации, связанной с содержанием материала даже у третьеклассников преобладает занимательность.
Мотивация процессом связана с развитием интеллектуальной активности
Ø Влияние мотивации в качестве внутреннего фактора учебной успеваемости опосредуется уровнем интеллектуального развития ребенка.