Работа с текстом. Учреждение профессионального образования является целостной педагогической системой, а основной функцией педагогических систем является воспитание

Учреждение профессионального образования является целостной педагогической системой, а основной функцией педагогических систем является воспитание.

В настоящее время используют понятие о педагогической системе “как взаимосвязи структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе” [18, с. 13 – 14].

Педагогическая система, по мнению Н.В.Кузьминой, состоит из следующих структурных элементов:

– цели образования;

– информация, которая должна быть присвоена обучающимися;

– средства педагогической коммуникации (методы, формы и средства обучения и воспитания);

– обучающиеся, ради которых создается педагогическая система;

– педагоги, владеющие определенной информацией и средствами;

Все компоненты педагогической системы взаимосвязаны. Например, если произошли изменения в целях образования, то должны произойти изменения и в других компонентах педагогической системы.

Основные характеристики учреждения образования как целостной педагогической системы следующие:

– Целенаправленность – наличие цели, на реализацию которой направлено функционирование всей системы.

– Целостность – содержание деятельности всех компонентов системы должно быть адекватным общей цели.

– Взаимосвязанность компонентов – изменение одного параметра системы влияет на все остальные, то есть если происходят изменения в одном компоненте системы, то это вызывает изменения и в других.

– Адаптивность – динамичное приспособление системы к изменяющимся внешним условиям.

– Открытость системы – обмен системы информацией с внешней средой, при этом имеет место свобода педагогов в выборе эффективных способов решения педагогических задач.

– Управляемость – непрерывный, закономерный процесс регулирования жизнедеятельности системы с целью обеспечения условий для ее функционирования и развития.

Направления воспитания в системе профессионального образования определяются потребностями и интересами обучающихся, общества, государства, а также особенностями учреждения образования.

К числу приоритетных направлений воспитания в учреждениях профессионального образования относятся:

– Формирование мировоззренческих основ личности.

– Социально-педагогическая и психологическая поддержка учащихся в личностном, профессиональном и социальном развитии.

– Становление личности на основе освоения ею базовых элементов национальной культуры и общечеловеческих ценностей.

– Развитие конкурентоспособности будущего специалиста.

– Развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения.

– Повышение социальной, психологической, педагогической культуры педагогических работников, родителей, учащихся и гуманизация их взаимоотношений.

– Развитие творческого потенциала участников образовательного процесса.

– Психолого-педагогическая профилактика неадекватного поведения учащихся.

Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса:

– взаимодействие и сотрудничество педагогических работников, родителей, учащихся, социальных партнеров и других заинтересованных лиц;

– предоставление участникам воспитательного процесса возможности выбора содержания, методов, средств и форм воспитания;

– функционирование социально-педагогической и психологической службы в учреждении образования, обеспечение развития ее деятельности;

– научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;

– информационное обеспечение деятельности всех субъектов воспитательного процесса.

Участниками воспитательного процесса являются директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагог социальный, преподаватели, мастера производственного обучения, кураторы учебных групп, культорганизатор, воспитатели общежитий, библиотекари, воспитанники, родители учащихся, социальные партнеры и др.

В процессе воспитательной работы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, все участники воспитательного процесса выполняют определенные функции (приложение).

Организационная структура воспитательной работы в учреждении образования может включать следующие компоненты, например:

– органы самоуправления учащихся;

– совет профилактики;

– комиссию по социальной защите учащихся;

– методические объединения кураторов учебных групп;

– клубные объединения учащихся;

– библиотеку.

Взаимодействие с государственными и общественными организациями ( ОО «БРСМ», профсоюзы, социальные партнеры и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: