Учреждение профессионального образования является целостной педагогической системой, а основной функцией педагогических систем является воспитание.
В настоящее время используют понятие о педагогической системе “как взаимосвязи структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе” [18, с. 13 – 14].
Педагогическая система, по мнению Н.В.Кузьминой, состоит из следующих структурных элементов:
– цели образования;
– информация, которая должна быть присвоена обучающимися;
– средства педагогической коммуникации (методы, формы и средства обучения и воспитания);
– обучающиеся, ради которых создается педагогическая система;
– педагоги, владеющие определенной информацией и средствами;
Все компоненты педагогической системы взаимосвязаны. Например, если произошли изменения в целях образования, то должны произойти изменения и в других компонентах педагогической системы.
Основные характеристики учреждения образования как целостной педагогической системы следующие:
– Целенаправленность – наличие цели, на реализацию которой направлено функционирование всей системы.
– Целостность – содержание деятельности всех компонентов системы должно быть адекватным общей цели.
– Взаимосвязанность компонентов – изменение одного параметра системы влияет на все остальные, то есть если происходят изменения в одном компоненте системы, то это вызывает изменения и в других.
– Адаптивность – динамичное приспособление системы к изменяющимся внешним условиям.
– Открытость системы – обмен системы информацией с внешней средой, при этом имеет место свобода педагогов в выборе эффективных способов решения педагогических задач.
– Управляемость – непрерывный, закономерный процесс регулирования жизнедеятельности системы с целью обеспечения условий для ее функционирования и развития.
Направления воспитания в системе профессионального образования определяются потребностями и интересами обучающихся, общества, государства, а также особенностями учреждения образования.
К числу приоритетных направлений воспитания в учреждениях профессионального образования относятся:
– Формирование мировоззренческих основ личности.
– Социально-педагогическая и психологическая поддержка учащихся в личностном, профессиональном и социальном развитии.
– Становление личности на основе освоения ею базовых элементов национальной культуры и общечеловеческих ценностей.
– Развитие конкурентоспособности будущего специалиста.
– Развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения.
– Повышение социальной, психологической, педагогической культуры педагогических работников, родителей, учащихся и гуманизация их взаимоотношений.
– Развитие творческого потенциала участников образовательного процесса.
– Психолого-педагогическая профилактика неадекватного поведения учащихся.
Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса:
– взаимодействие и сотрудничество педагогических работников, родителей, учащихся, социальных партнеров и других заинтересованных лиц;
– предоставление участникам воспитательного процесса возможности выбора содержания, методов, средств и форм воспитания;
– функционирование социально-педагогической и психологической службы в учреждении образования, обеспечение развития ее деятельности;
– научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
– информационное обеспечение деятельности всех субъектов воспитательного процесса.
Участниками воспитательного процесса являются директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагог социальный, преподаватели, мастера производственного обучения, кураторы учебных групп, культорганизатор, воспитатели общежитий, библиотекари, воспитанники, родители учащихся, социальные партнеры и др.
В процессе воспитательной работы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, все участники воспитательного процесса выполняют определенные функции (приложение).
Организационная структура воспитательной работы в учреждении образования может включать следующие компоненты, например:
– органы самоуправления учащихся;
– совет профилактики;
– комиссию по социальной защите учащихся;
– методические объединения кураторов учебных групп;
– клубные объединения учащихся;
– библиотеку.
Взаимодействие с государственными и общественными организациями ( ОО «БРСМ», профсоюзы, социальные партнеры и др.).