Организация внеурочных дел

Одно из важных направлений работы классного руководителя – организация внеурочных творческих дел. В совместных творческих делах у детей формируются нравственные качества личности, развиваются творческие способности, организаторские умения и навыки, самостоятельность и инициатива. Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы её таковы:

1. Определение цели и задач. Ц е л ь - то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело (Новогодний бал, Неделя школьной науки, акция милосердия и т.п.). Цель конкретизируется в серии форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель формулирует несколько з а д а ч, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя).

Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвященных единой цели - формированию музыкальной культуры учащихся, проводится классный час "Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?" Его задачи: 1) выявление музыкальных вкусов и интересов учащихся (предварительная анкета, принесение любимых кассет, дисков и пластинок); 2) формирование понятий и представлений, выработка определенного отношения к различным музыкальным жанрам... (слово педагога, выступление учащихся, фронтальная беседа, дискуссия...); 3) развитие эмоционально-положительного отношения к "маленьким шедеврам большой музыки" (прослушивание музыкальных произведений в сопровождении рассказа педагога или учащихся)... и другие задачи.

2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия: например, пресс-конференция "Возникновение жизни на Земле", дискуссия "Что нужно человеку для счастья", вечер отдыха "Осенний бал", организационный классный час 1 сентября "Арбузник" и т.п.

3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.

4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и т.д.

5. В проведении самого воспитательного мероприятия важны такие его элементы, как:

- начало (музыкальный, поэтический, театрализованный зачин, пролог; литературно-поэтический, философский, публицистический эпиграф) для создания психологического настроя;

- содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной цели;

- аккордно-финальная часть: принятие решения, обращение, определенные ритуалы завершения (песня, речёвка, голосование, награждение победителей, взаимные благодарности, музыка и т.п.) - создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребность дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого отношения в повседневную жизнедеятельность.

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: 1) обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем; 2) собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата, который может включать такие элементы:

- мера достижения цели и решение стратегических и тактических задач;

- характеристика эффективности избранных средств, методов и приёмов;

- степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле; особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и т.д.);

- логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность;

- характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной и педагогической позиции; манера поведения, характер отношений с учащимися и т.д.;

- место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитания.

Интересный алгоритм для самостоятельного конструирования тематических классных часов предложен педагогом Н.П.Капустиным для технологии адаптивной школы. 1. Тема. → 2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала). → 3. Информация (по материалам предварительной полготовки). → 4. "Я-позиция" и её причины (учащиеся - по кругу). → 5. "Я-позиция" и общественно-значимая норма. → 6. Дискуссия. → 7. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?). → 8. Свободный выбор. → 9. Мотивация (итог, подводимы воспитателем). → 10. Реальный результат (педагогический анализ).

Организация и проведение дел может проходить в традиционной форме или на основе методики коллективной творческой деятельности. В этой главе мы представляем оба подхода: методика проведения этических бесед с подростками дана, в основном, в традиционном плане, другие формы внеурочных дел - по методике коллективной творческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: