Цель: организовать коллективное планирование работы на определенный период жизни класса.
Задачи: привлечь к составлению плана всех учащихся, научить работать в микрогруппах (МИГах), слушать и слышать друг друга.
Подготовительный этап:
1) подготовить оформление: ствол дерева и листья двух форм: дуба и клена (листья по количеству микрогрупп);
2) распределить участников по МИГам (по желанию, не более 4-5 человек);
3) приготовить листочки бумаги размером в полтетрадного листа, по количеству МИГов;
4) дать информацию о деле: устную и письменную (реклама, газеты-молнии, настойчивая афиша);
5) подготовить помещение: изменить привычность обстановки, посадить в круг или по периметру, по МИГам; продумать музыку, свет и др. для создания эмоционального настроя.
Ход дела:
1. Вступительное слово организатора или специального ведущего о целях и задачах дела.
2. Планирование задач. Каждой группе выдается листочек бумаги в форме дуба, куда записываются проблемы, задачи, которые стоят перед коллективом. Время выполнения 3 минуты. Листочки прикрепляются на вершину ствола.
|
|
3. Каждая группа планирует 5 дел, наиболее интересных и полезных, позволяющих решить задачи. Определяем время выполнения (10 минут). Даем листочек бумаги с полтетрадного листа.
4. Создается 2 банка (левый и правый), в которые входят по одному представителю от каждой группы (группа выбирает 2-х представителей, которые расходятся по банкам). Банкам выдаются листья клена по количеству групп +1 (для своего дела).
5. Каждая группа комментирует и предлагает свои дела. Банк выбирает из предложений каждой группы по одному делу, пишет его на листе, организатор прикрепляет этот лист клена к дереву. Дела правого банка – на правую сторону дерева, дела левого – на левую сторону. Затем одно дело предлагает сам банк, учитывая, чего не достает для выполнения задачи.
6. Далее голосованием проводится выбор дел. Количество дел заранее обговаривается: 3-4 с учетом срока и времени планирования. Организатор рекламирует каждое дело, отбираются реально выполнимые. Оставшиеся дела – в копилку идей.
7. Создаются Советы дела для каждого из отобранных дел.
Игра – эстафета «Коллективное планирование».
Следует еще раз напомнить, что коллективное планирование – не подготовка к делу, а само дело, одно из видов КТД. Поэтому необходимы подготовительный этап, собственно планирование (выяснение интересов и потребностей детей, их озабоченности окружающим, учет интересов и потребностей старших), коллективный анализ проведенного планирования. Сама игра проводится следующим образом.
I э т а п: разбивка на МИГи всего коллектива участников. Вводим понятие закона общения: правая, вверх поднятия рука обозначает внимание, тишину, «прошу слова».
|
|
II э т а п: каждый МИГ получает карточку. Сверху записан вопрос, на который после обсуждения в группе нужно написать ответ. ответ может быть один, а может быть записано предложение каждого члена микрогруппы. Ответ пишется на развороте карточки, в месте, обозначенном цифрой, кружком, любой фигурой (их количество обусловлено количеством групп).
Какие праздники проведем? | · 1 · 3 | · 2 · 4 |
После ответа каждой группы на предложенный вопрос, карточки передаются из группы в группу по типу эстафеты, пока полностью заполненная карточка не вернется вновь к своему истоку. Затем предлагаются следующие вопросы (это можно выполнять параллельно).
Примерные вопросы: 1. Какие праздники проведем? 1. С кем встретимся? 3. Что посетим? 4. Что полезного сделаем? 5.Что прочитаем вместе? 6. Какими будем? 7. На какие вопросы хотим получить ответ? 8. Что предложим в план работы школы?
Учитель, организующий планирование, работает в одной из групп (через нее он вносит свои предложения по всем вопросам).
III э т а п: группы получают заполненную всеми участниками игры карточку, читают все предложения, комплектуют их, выбирают спикера и поочередно выносят их на суд всех. Ведущий предлагает оценить все предложенное, внести дополнения. Затем выбирается Совет Дела (СД) по планированию (это те ребята, которые выступали, были спикерами групп), задача которого – сверстать план работы, выработать реальные дела и предложить их ребятам для включения. Эта работа проводится СД после завершения коллективного планирования.
Завершается коллективное планирование коллективным анализом проведенного дела. Можно предложить ответить участникам на следующие вопросы: Что сегодня было удачно? Почему? Что не удалось? Почему? Как будем планировать следующий период?
Ведущий в итоге благодарит всех за работу и предлагает остаться СД по планированию.