Мы шпионы ?

Пару дней спустя мы ехали по долине и увидели стартовую площадку со стоявшими на ней ракетами, которые я решил снять на видео. Когда я уже закончил съёмку, к нам из-за изгороди подъехала армейская машина с офицерами, которые сказали что мы арестованы, по подозрению в шпионаже. Затем подъехали ещё две машины с солдатами, все они были типа нашего Газ-69, и наши велосипеды туда никак не помещались. Посоветовавшись, офицеры объяснили нам жестами, что мы должны следовать за ними на велосипедах, и не вздумали убегать. Так мы и ехали, не спеша крутя педали, следующие 20 километров под эскортом трёх автомобилей.

К городку, где был расположен штаб воинской части, мы подъехали уже затемно – там у нас изъяли велосипеды, и посадили на две велорикши. Охранники сели с нами и повезли к штабу, по-видимому опасаясь, что в черте города мы можем попытаться скрыться, если будем на своих колёсах.

В Штабе нас уже ждали, и сразу же развели по четырём комнатам, где очень дотошно допрашивали до полуночи.

Как потом выяснилось, всем задавали одни и те же вопросы, отыскав по такому случаю очень грамотных переводчиков для каждого из нас. Разговаривали с нами вежливо, поили чаем, но не накормили, так что мы легли голодные в час ночи в номере предоставленной нам гостиницы. Правда вначале офицер, привёзший нас, сказал что мы сами должны за неё заплатить. Мы наотрез отказались, после чего он-таки сам раскошелился.

Наутро нам вернули документы, велосипеды и видеокамеру, правда плёнку изъяли, несмотря на то что там были и другие, не «шпионские» записи. На мою просьбу вернуть плёнку, стерев лишь запись стратегического объекта, они ответили, что там также обнаружена запись гимнастики «фалангунь», запрещённая в Китае. Я спросил, в чём провинилась эта гимнастика, бывшая столь популярной в прошлый мой визит в Пекин, но офицер не стал вдаваться в объяснения, а порекомендовал впредь держаться подальше от стратегических объектов и не вздумать делать вышеуказанную гимнастику, так как за то и за другое нас могут вновь арестовать.

Позже, когда мы вернулись в Пекин, работники «ИТАР-ТАСС» приютили нас на несколько ночей у себя в офисе. Мы попросили их рассказать историю возникновения запрета гимнастики. «Фалангунь», наряду с другими оздоровительными гимнастиками, ничем особым не выделялась среди прочих, но вот какой-то богатый дядя из Штатов решил помочь популяризировать понравившуюся ему гимнастику, выслав на счёт высшего учителя кругленькую сумму. Эти деньги пошли на книги, брошюры, видео, все это на на разных языках, в том числе и на русском, оплату учителей и прочее. Гимнастика в результате этого приобрела намного большую популярность, чем другие, как внутри Китая, так и за рубежом. Наконец, в один прекрасный день, добрый американский дяденька сказал лидерам Фалангуня: «Ребята, если хотите и дальше получать денежки, вы должны вывести своих людей на площадь Тэньанмынь, и устроить демонстрацию протеста против неправильных действий правительства». Я уж не помню, что там сделали «не так» китайские лидеры, но тысячи участников протеста, простоявшие весь день на площади в одной из статических поз фалангуня, запомнили этот день на всю оставшуюся жизнь. Китайцы не так глупы как кажутся, особенно те что стоят у кормила власти, они прекрасно поняли, что их провоцируют на разгон демонстрации, чтобы настроить мировое общественное мнение против жестоких коммунистов. В общем журналисты зря простояли с камерами в ожидании, и демонстранты с чувством выполненного достоинства мирно разошлись по домам в эйфории не заметив, что у каждого из них появился «хвост» – поставленный для того, чтобы «никто был не забыт и ничто не забыто».

Буквально на следующий день все эти люди потеряли работу, счета в банках, учёбу и прочее, спасибо хоть никто не потерял жизнь, и чем выше было положение человека тем больнее было падать. Мне довелось побеседовать с бывшим профессором университета – после участия в демонстрации он не может найти работу даже в сельской школе. Я думаю, ребята из ИТАР-ТАСС не ошибаются, назвав инициалы доброго дяденьки: ЦРУ. Он, бедный, тоже пострадал, ведь денежки ушли, а ожидаемого результата не получилось. Ну и поделом ему, древние мудрости надо читать: «Самое опасное – недооценка противника», а вот простых китайских ребят жалко.

Жаль также и моих спутников Вадима и Наташу – им было отказано в австралийской визе. Нам же с Никитой было предложено подождать результата ещё неделю.

Ребята были настолько расстроены, что даже не захотели ждать нашего результата, и решили вернуться домой пока ещё не закончился их отпуск, и они не потеряли работу. Мы помогли им продать их велосипеды обратно тем же китайцам, по 5 долларов, так что получилось, что они брали их напрокат на 3 недели за пять долларов.

Позже мы с Никитой также поступили и с нашими велосипедами, а пока, посадив наших спутников на поезд, мы с рюкзаками за спиной колесили по Пекину, ночуя там, где застанет ночь.

Как-то мы случайно нашли базу российских челноков, вернее не российских, а постсоветских. Это были оптовики, которые имели здесь склады, с которых отправляли товары контейнерами и машинами в бывшие советские республики. Публика была разная, но я рискнул передать с одним из них, отправляющимся в Черновцы, 100 долларов, на день рожденья своим дочкам. К чести этого человека надо сказать, что он передал деньги из рук в руки, а ведь мог и обмануть, спасибо ему большое за это.

Там же мы познакомились с другими ребятами, которые пригласили нас в ресторан «Калинка», где они после работы расслаблялись. В ресторане звучала живая русская музыка, плясали и пели пьяные, и не совсем челноки и челночницы (примерно 50% на 50%) – в общем, здесь царила атмосфера типичного российского кабака. Россия-щедрая душа – нас накормили и напоили, правда спать не уложили, но зато пришли ночью к нашей палатке, которую мы в этот раз поставили неподалёку от стен Российского посольства. Нас решила навестить молодая пара челноков, которые привели своих друзей, Сашу и Наташу, которые не занимались этим бизнесом, а учились здесь. Александр занимался Тай-дзи, и именно по этой причине он решил познакомиться со мной. Мы напоили их чаем, а Саша пригласил нас в гости на следующий день, сказав, что постарается договориться со своим учителем, чтобы нашёл время встретиться со мной.

К утру мы приехали домой к Александру, попили чаю, затем он отвез нас на своей машине в парк, где была назначена встреча с учителем. Учителю было 85 лет, но выглядел он значительно моложе, а во время показа упражнений и вовсе нельзя было сказать что он настолько стар. День-Дзе очень известный учитель, но является учеником ещё более известного учителя Чена Фаха. Несмотря на свой возраст, он продолжает тренерскую работу и к нему приезжают учиться даже из Японии. Несмотря на занятость, учитель нашёл время для встречи со мной, и я имел возможность записать на камеру показанные им каты.

Через неделю ожидания мы получили отрицательный ответ из австралийского посольства, но естественно не вернулись в Россию, а двинулись дальше на юг, намереваясь добраться до Папуа-Новой Гвинеи, и ещё раз попытать счастья. Поскольку мы уже проходили по этим местам, мы решили сесть на поезд, которые здесь довольно дешевые. Попрощавшись со своими велосипедами, мы сели в общий вагон и доехали почти до границы Вьетнама. Далее было две дороги на юг, через Мьянму или Вьетнам. В Бирме мы ещё не были, но преодолев соблазн, мы решили-таки двинуться через Вьетнам, чтобы быть поближе к морским портам, где могло встретиться попутное судно.

В поисках попутки мы зашли на оптовый рынок, где загружались и выгружались грузовики из разных стран. Здесь мы познакомились с одним оптовиком из Бирмы, чьи дела, похоже, шли успешно, так как он пригласил нас в ресторан, а затем предложил переночевать в пятизвёздочной гостинице, где снимал номер.

Мы, естественно, не отказались от возможности принять душ после двухсуточной езды в переполненном вагоне. Спасибо этому человеку, пусть и дальше ему сопутствует удача (если конечно он не занимается наркоторговлей). На следующий день к вечеру мы уже были на границе, где очень огорчили вьетнамских пограничников, тем, что у нас в паспортах уже имелись визы, так как, ещё не видя их, они предложили поставить въездные штампы по 15 долларов за штуку.

Однако, поскольку мы уже заплатили такую же сумму во Вьетнамском посольстве в Пекине, то карманы доблестных пограничников за наш счёт не пополнились. Туристы в этих местах большая редкость, так что придётся им довольствоваться зарплатой, хотя конечно на такой работе, при маленькой зарплате очень трудно удержаться от соблазна посмотреть сквозь пальцы на проходящий через границу груз.

Вьетнам

Во Вьетнаме такая же пропорция между количеством велосипедов и мотоциклов как и в Китае, только наоборот. Но, несмотря на это, страна эта выглядит беднее. Обе страны по-прежнему коммунистической ориентации, и многое переняли от своего старшего брата СССР. Но хотя брат уже вышел из пионерского возраста, Вьетнамские пионеры, правда в голубых галстуках, по-прежнему маршируют по улицам городов и посёлков под бодрые звуки барабана: тра-та-та; тра-та-та; тра-та-та-та-та-та-та, абсолютно точно повторяя ритм нашего пионерского марша, вызывая у меня ностальгию по детству.

Автостопом во Вьетнаме двигаться легко, и вот мы уже в Ханое. Здесь мы навестили Российское посольство, где меня ещё помнили, и я провел там несколько лекций для школьников и сотрудников. Затем мы двинулись дальше на юг по дороге номер 1 – другой просто нет, иначе мы бы конечно двинулись по незнакомым местам. Но и в этом тоже была своя прелесть – глядеть из окошка или кузова автомобиля на проплывающие мимо места, по которым мы несколько лет назад протопали шаг за шагом или крутя педали велорикши.

Когда мы останавливались на ночёвки, то иногда люди узнавали нас и тогда радости их не было предела, ведь после нашего прошлого визита они читали о нас в газетах. Вообще мне нравится менталитет вьетнамцев, чрезмерное любопытство которых вполне компенсируется беззаботностью, искренностью, гостеприимством и т.д. Особенно подкупает их простота и улыбчивость, я был бы счастлив, если бы увидел на лицах россиян хотя бы половину таких искренних улыбок, что видел на лицах вьетнамцев.

Следующая наша остановка была в Дананге. Он является портом, то есть потенциальным местом судостопа, к тому же там имелось Российское консульство. Попутного судна не было и на ближайшее время не предвиделось, поэтому переночевав в консульстве, мы двинулись дальше на юг. Двигаясь со скоростью 300 километров в день, мы без особых приключений добрались до города Хошимин.

Здесь нас радушно приняли и разместили в апартаментах при консульстве Российской федерации. Спасибо огромное консулу Евгению Черкасову за эту помощь – плюс после этого он несколько раз предоставлял мне машину и переводчика, а также писал письма поддержки в Австралийское посольство. Мы жили на территории посольства около недели, а затем, продлив Вьетнамскую визу, переехали коротать время в ожидании австралийской визы в город Вунг-Тау, где нам предоставила комнату сахалинская компания «Ромона».

Её офис находится в центре города, но сотрудники живут в гостинице на берегу моря. Мой старый знакомый Эмиль дал нам напрокат велосипед, на котором Никита ездил в русскую школу, что при «Вьетсовпетро» (что зря время терять). А я, сидя на берегу, писал путевые заметки, а по вечерам играл в волейбол на территории русского городка. Ну и конечно не упускал возможности подработать, если таковая предоставлялась.

По выходным мы с Никитой делали пешеходные, велосипедные или автостопные вылазки. Но, несмотря на это, время в ожидании визы тянется медленно, не то что на маршруте, когда день проходит очень быстро, заполненный впечатлениями и хлопотами. Здесь же в курортном городе ритм жизни очень спокойный, отдыхающим иностранцам и вьетнамцам торопиться некуда, а местные заняты их обслуживанием.

Здесь много отелей, которые тянутся вдоль кромки побережья, а рядом с ними, естественно, места, где отдыхающие могут найти развлечения на любой вкус: поиграть в теннис, бильярд или пинг-понг, а также в азартные игры. Mожно поплавать в бассейне, если надоело море, можно потанцевать или посидеть в барах, кафе и ресторанах, которые по совместительству являются и борделями.

Хотя во Вьетнаме проституция официально и запрещена, но работниц этой древнейшей профессии на улицаx Вунгтау, также как и других городов Вьетнама, можно встретить немало.

Tак как эти личики довольно смазливы, а цены невысоки (до 20$), то безработицей они не страдают. Общественное мнение к «жрицам любви» весьма лояльно, эта профессия не считается позорной, поэтому не стоит удивляться, что владельцы кафе или магазинов предложат вам в списке блюд или товаров ещё и услуги девушек, среди которых могут быть их дочери и жены.

Садясь в такси, рикшу или мотобайк, вы тоже наверняка услышите подобное предложение. Чаще всего, чтобы заработок не уходил на сторону, вас увезут к дочери, сестре или даже жене. При кафе имеются комнаты для свиданий, и девушки работающие там, снабжены сертификатами, что, естественно, не является гарантией безопасного секса, и хотя времена «сайгонской розы» прошли, но СПИД не спит, поэтому девушки всегда оборудованы.

Расчет девушек обычно строится по такой схеме: девушки почти полностью забирают себе то, что получили от клиента, но до того, как удалиться в комнату свиданий, она должна побольше раскрутить клиента на выпивку и закуску – к тому же эти девушки по совместительству повара и официанты. За эту черновую работу хозяйка им не платит. У хозяйки свои проблемы – платить вовремя полицейским, чтобы смотрели на все сквозь пальцы, плюс иметь пару ребят, для того чтобы подвыпивший клиент не шалил. Рэкета во Вьетнаме нет, а то бы многие подобные заведения давно закрылись. Ну а пока на подобные услуги есть спрос, то есть и предложение, и этот бизнес процветает, к удовольствию покупателей и продавцов.

В районе, где расположен русский городок, девушки сориентированы в основном на русских мужиков. Многие имеют постоянных клиентов, и даже умеют немного говорить по-русски. В основном владелицами кафе являются одинокие женщины: кафе «Даша», ресторанчик «У Любы»… Так же, как и наши «челночницы» в России, взвалившие на свои хрупкие плечи этот бизнес – не от хорошей жизни. После того как в русском микрорайоне ввели режим, который не позволяет его обитателям находиться за его пределами после 22-00, доходы таких заведений резко снизились, но судя по ценам на недвижимость, все еще довольно прибыльны. Кафе на улице HONG PHONG, которое представляет собой одноэтажное здание площадью не более 30 квадратных метров, стоит 50 тысяч долларов США, но это потому, что эта улица рядом с русским городком. Россия – щедрая душа, когда выпьет. Русские здесь работают на нефтяных платформах, что в 40-60 милях от берега, куда их увозят на вертолетах на 15 дней, а затем они 15 дней могут расслабляться, если не в кругу семьи, то в барах с друзьями и подружками, ну а когда они опять улетят на вахту, то настает очередь скучать их женам, которые в основном не работают. Развлечение для бедных женщин проходит по лавочкам, парикмахерским, примерочным, которых в округе предостаточно и денежки из кошельков русских мадам, хоть не столь щедро, но перетекают в кошельки вьетнамских мадамок. Благодаря обилию туристов, а также 1500 обитателей русского городка, г. Вунгтау считается самым дорогим городом Вьетнама. Всё, что я вам сейчас изложил, можно считать весьма достоверной информацией, так как я почерпнул эти сведения из разговоров с различными участниками этого симбиоза.

Надеюсь, я не сильно утомил читателя описанием будней маленького городка, а вот меня ожидание визы утомило изрядно.

Австралийцы долго не хотели давать визу – по их неписанным правилам, человеку получившему отказ однажды, визы в течении года не видать, как своих ушей. Мне осталось только надеяться, что этот срок действует только до конца календарного года, а не год ровно с момента отказа. В общем мне повезло, дважды продлив вьетнамскую визу, я-таки дождался положительного результата, правда мне пришлось принести в посольство штук 5 рекомендательных писем.

Второго января я получил паспорт с долгожданной визой, так что мне не приходится использовать запасной вариант (то есть двигаться по маршруту: Калимантан – Бруней – Папуа-Новая Гвинея, там дождаться годовщины отказа и еще раз попытаться получить визу, а там рукой подать до Австралии).

Встреча Нового-2001 Года

Перед Новым Годом мне приходилось часто ездить в Хошимин (120 км в один конец, за $3 в оба конца) – то надо было подвезти в посольство какие-то справки, то поздравить коллектив австралийского консульства с Крисмасом (25 декабря) – я ведь создал им дополнительные хлопоты. Надо также поздравить коллектив консульства РФ с Новым годом – они в каждый мой приезд предоставляли жилье и писали ноты для продления Вьетнамской визы, спасибо им огромное за это. В общем, предновогоднюю неделю скучать не пришлось.

Второго января 2001 года нас с Никитой пригласили встречать Новый год совместно с выпускниками Советских вузов, которую организовывают каждый год в Хошимине общество Русско-Вьетнамской дружбы и консульство РФ. Там нам очень понравилось, было около трёх тысяч приглашенных, среди которых только 1% русских, но все без исключения говорили на хорошем русском языке. На концерте вьетнамцы пели русские песни и весь зал уверенно подпевал.

К своему стыду, я должен признаться, что как и другие присутствующие русские, помнил слова с пятого на десятое. По всему было видно – вьетнамцы искренне благодарны нам за годы обучения. Затем в Вунгтау была еще одна приятная встреча Нового года с 31-е на 1-е, в кругу учителей школы русского микрорайона. Было почти все как в России, только без снега, но это лучше чем в Пакистане в переполненном вагоне, где я встречал прошлый новый год (2000). Жизнь прекрасна, плюс к этому мы получили новогодний подарок – Австралийскую визу.

…Австралийская виза получена, правда, только на три месяца и без права продления, но это гораздо лучше, чем вторичный отказ. Однако пока паспорта лежали у австралийцев, срок действия вьетнамской визы (уже однажды продленной) опять истёк, и мне пришлось заплатить штраф $20, за то что она просрочена.

Еще 4 дня потребовалось для получения визы обратно в Китай. Но все проблемы решены, и 11 января, не дождавшись пару дней до моего дня рождения, мы вышли из Хошимина и отправились на Север, где в китайском порту Янь-Тянь выгружались суда «ФЕСКО» и возвращались через Гонконг обратно в Австралию… По моим сведениям, следующее судно отправлялось 19 января, затем 2-го и 16-го февраля. Как ни хотелось нам поскорее оказаться в Австралии, но торопиться к 19-му мы не стали, по трем причинам, вернее даже по четырем. Первая: 24 января люди в азиатских странах встречают Новый год по лунному календарю, так что уехать и не встретить этот праздник на его родине просто грех. Вторая: за 8 дней добраться на юг Китая можно только общественным транспортом, но никак не автостопом, а это дополнительные расходы. Третья причина: резкое похолодание коснулось и юга Китая, а у нас ни спальников, ни теплых вещей… Конечно если бы это было единственное судно, то все эти доводы нас не остановили бы, но следующее судно шло через 2 недели, и это судно было «Художник Иогансон», на котором я однажды уже пересекал экватор, это и было четвертой причиной, ведь 13 дней перехода лучше делить со знакомыми людьми, которые тебе симпатизируют.

Впереди было 22 дня за которые нужно было преодолеть 2000 километров по Вьетнаму и около 1000 по Китаю, то есть надо двигаться со скоростью 150 км/сутки [1]. По старому опыту знаю, что скорость автостопом в среднем равна 250 км/сутки, хотя Вьетнам не самая благоприятная страна для хичкайкеров (автостопщиков) – но такая скорость возможна. Китайские 1000 км вполне можно преодолеть за 4-5 дней.

Я хотел подойти к границе 23 января вечером, чтобы застать встречу Лунного Нового года и во Вьетнаме и в Китае. Поэтому по Вьетнаму надо двигаться 170 км/сутки.

Немного о Автостопе

Пользуясь случаем хочу поделиться своим хичкайкерским опытом с другими автостопщиками. Итак, Хичкайкер (в дальнейшем Х) хочет добраться из точки «А» до точки «Б» на попутном транспорте. Во первых хочу объяснить почему «Х» выбирает именно этот способ передвижения. Многие читатели скажут: «что тут непонятного, из-за денег, конечно». Могу вас заверить, это отнюдь не главная причина для «Иксов», они романтики, их влекут приключения, которых немало в этом способе передвижения. Судите сами, транспортное средство может быть не исправно, а водитель пьян, неопытен или бандит, а затем следует ночевка в неизвестном месте с неизвестными людьми…

Итак, с «Х» понятно, разберем теперь чем руководствуется субъект «Д» – драйвер, когда останавливает транспорт возле объекта «Х». Здесь всё зависит от того в какой стране это происходит. Если это азиатские слаборазвитые страны, но не криминальные (Индия, Вьетнам) – то, скорее всего, водитель расчитывает получить какое-то вознаграждение. В Австралии, Н-Зеландии, Ю-Корее и других, полностью благополучных странах «Д» останавливается возле «Х» от скуки, любопытства, или желания помочь оному. То есть в странах этих двух типов, если что-нибудь не случится по техническим причинам, субъекты «Д» и «Х», скорее всего преодолеют путь от А до Б со взаимным удовольствием. А вот в таких странах, как Пакистан или Россия, субъекты «Д» и «Х» в равной степени рискуют не добраться до точки Б, если кто-то из них окажется «З» – злодеем. В таких странах редко кто остановит машину на пустынной дороге. Поэтому «Х» должен подойти к заправке или дорожной закусочной, где у него больше шансов договориться с подобревшими после еды водителями. К тому же «Х» и «Д» будут меньше опасаться друг друга, так как посадка проходит при свидетелях.

К счастью, на земле не так много мест где люди боятся друг друга, да и волков бояться – в лес не ходить.

Перейдем теперь к безопасным странам. Любой мало-мальски опытный «Х» не станет ловить машину в центре города, а выйдет или выедет на общественном транспорте за город, где, по его мнению, начинается дорога к точке В. Сняв с плеч свой рюкзак, «Х» поднимает руку навстречу каждой проезжающей машине. Проходит час, другой, но машина не останавливается. Подходят еще Х-хайкеры и, поболтав, уходят чуть дальше по трассе, создавая как бы очередь, но далеко не уходят, чтобы в случае неудачи было недалеко возвращаться к кафе, где можно перекусить после 3-4-х часов ожидания – бывает и так. Причина их неудач в следующем: «Д» видит «Х», но знает, что через пару километров развилка, а у него не так много времени чтобы останавливаться ещё и там, если «Х-ксу» дальше с ним не по пути. В тех случаях, когда я пользуюсь автостопом, то голосую на ходу. Путник идущий под палящим солнцем или дождем, вызывает больше уважения и участия, чем тот кто стоит в тени домов, и ему есть куда спрятаться от дождя.

К тому же к вечеру я буду на 30 километров ближе к точке В, даже в случае если никто не остановился, а ожидающий на месте при таком раскладе должен будет с плохим настроением вернуться к себе в отель и дожидаться следующего утра [2].

Теперь немного о Бэкпекерах, так называют людей с рюкзаками. Знаете такой афоризм: «каждая селедка – рыба, но не каждая рыба – селедка»? В местах, обозначенных в туристических проспектах, людей с рюкзаками можно встретить довольно много, но из них Х-ров от силы 10%. А вот «Х» практически всегда с рюкзаками, если это не безденежные студенты или солдатики возвращающиеся с самоволок.

Также в некоторых странах вдоль дорог можно увидеть девушек, которые вообще не любят носить лямки на плечах и на бедрах. Бэкпекеры в основном молодые люди, часто парами, с другом или подругой приятнее отправляться в романтическое путешествие.

Рюкзаки они предпочли чемоданам из-за их очевидных преимуществ, в первую очередь мобильность. В их рюкзаках нет палаток, они предпочитают ночевать в отелях, где можно приготовить пищу, принять душ и поспать в 4-10-местном номере. В отелях нет носильщиков для чемоданов, но зато утром, прихватив рюкзак и заплатив за полсуток, можно отправляться на осмотр достопримечательностей, не тратясь на «проживание» чемоданов. Во многих городах, которые часто посещают туристы, наряду с богатыми гостиницами и ресторанами, есть так называемые Back-Pack area, там сосредоточены отели, дешевые кафешки, бары, интернет-кафе. Бэкпекер никогда не упустит возможности подработать, чтобы потом побольше посмотреть, поэтому на дверях отелей можно увидеть объявления типа «Требуются рабочие на уборку яблок», «Беру машину напрокат и отправляюсь туда-то, кто хочет со мной». Работу предлагают фермеры, нуждающиеся в сезонных работах, а машину напрокат может взять любой имеющий права. Когда едешь вчетвером, то вчетверо меньше расходов, и вчетверо веселей, ведь Бэкпекеры – ребята в основном компанейские.

Я иногда захожу в хотели, чтобы почерпнуть информацию. Эти ребята всегда путешествуют с толстенными путеводителями, в которых много полезной и бесполезной информации о стране, которую с моим знанием английского не осилить до конца жизни, но ребята любезно «переводят» мне нужное. Они с большим уважением относятся к тому, что я хожу пешком и ночую в палатке. Ну вот пожалуй и всё, что я хотел рассказать читателю о хитчкайкерах и бэкпекерах, принадлежащих, как и я, к большому племени романтиков.

Назад к китайской границe.

Путь до китайской границы мы преодолели, как и намечалось, за 13 дней, без особых приключений. 12 января, уже в темноте, мы добрались до города Фантхьет, что примерно в 300 километрах от Хошимина. Собрались уже заночевать при школе, но нам сказали, что в 15 километрах на берегу моря есть отель, где владелец русский и предложили нас туда отвезти на мотоцикле бесплатно. Мы оставили рюкзаки в сторожке и поехали. Минут через 20 мы были на пляже, где познакомились с владельцем отеля – одесситом Василием и его женой Маней (вьетнамкой, отлично говорящей по русски). «Palmira-Resort» стоял на красивом берегу. Мы попросили разрешения поставить палатку на его территории, но нам любезно предложили переночевать в его номере. Завтра у меня день рождения, и я решил принять этот подарок. На завтрак шведский стол, который входит в цену номера. Поблагодарив гостеприимных хозяев, мы поехали за рюкзаками на машине предоставленной хозяйкой. Рюкзаки оказались в сохранности. Выйдя за город, мы вскоре сели на попутку к двум симпатичным ребятам, с которыми и ехали последующие 10 часов по разбитой дороге. К вечеру достигли г.Туихоа, что в 300 километрах от Фантхьета.

В этот вечер я собирался позвонить Валентине. Однако, мы тщетно ходили до полуночи по городу, всё было закрыто: это не курортный город, и не столица. В конце концов мы легли спать, расстелив палатку под каким-то навесом – а это значит, что нас разбудят в 6 утра любопытные прохожие. Когда ночуешь в городе, то завтрак, как правило, готовить не приходится, так как во Вьетнаме по утрам на каждом углу торгуют булочками, которые начиняют мясом и овощами. Две такие булки стоят где-то треть доллара, и их вполне хватает чтобы наесться.

В этот день мы сменили три машины и проехали ещё 300 километров. Третьей машиной, к нашему удивлению, оказались те же ребята, что подвозили нас вчера. Им погрузили новый контейнер и они везли его в Дананг.

Они предложили довезти нас туда, но мы не торопились, к тому же спать в машине когда она едет мимо всей этой окружающей красоты (пусть уже виденной) – не в моих правилах.

Мы попросили их высадить нас в городке Юанг Нгаи, где по пути на юг мы ночевали в отеле Сонгтра у русских строителей. Ребята нам обрадовались, вновь разместили нас в номере и накормили, а также предоставили возможность воспользоваться интернетом, спасибо им огромное за это.

Я часто с благодарностью вспоминаю людей помогавших мне и надеюсь что «на тонком плане» моя благодарность где-то поможет им.

На следующий вечер мы добрались до Дананга и позвонили нашим знакомым водителям. Они нас проводили до консульства РФ, где нас радушно встретили и разместили – несмотря на позднее время. Завхоз и его жена – очень милые люди, накормили нас домашней пищей, и наутро мы отправились дальше.

Неподалеку от консульства на причале у нас произошла еще одна приятная встреча. мы увидели парусную яхту «Камчатка» с экипажем в три человека. Эти мужественные люди собираются совершить на ней кругосветку. Нам было о чем поговорить, пару часов пролетело незаметно. Но в этот день мы проехали всего 50 километров, так как машины, идущие на большие расстояния, отправляются из крупных городов рано утром. К тому же сразу же за Данангом начинается серпантин, по которому нам пришлось идти до перевала 20 километров, так как останавливать на подъеме тяжело груженную машину просто не по-джентльменски.

Переночевав в маленьком поселке у приветливых людей, отправились дальше и через пару дней были в большом городе Винх, где живет семья, с которой мы познакомились еще во время моего первого визита во Вьетнам в 1996 году. С тех пор мы эпизодически переписываемся, и проходя мимо, я всегда захожу в гости. Оттуда мы отправились дальше и 19 января были в Хаи Пхонг, где имеется судоремонтный завод, в сухом доке которого мы увидели судно «Памира Дрим», которое, как я знал, принадлежит одной владивостокской компании.

Часть экипажа и капитан были на судне – нас приветливо встретили и предложили разделить ночное одиночество дежурного, сами отправились ночевать в гостиницу. Сходив в гости к капитану соседнего судна из Вунгтау, мы улеглись спать в пропахшей краской кают-компании. Наутро команда вернулась, мы попрощались, и нас забрал к себе в офис технический директор фирмы «Восточный дракон» – это совместное предприятие, где часть персонала русские.

Нам предоставили возможность посмотреть электронную почту, и затем сами предложили поговорить нам с домом, за что мы очень им благодарны: ведь минута разговора с Россией стоит примерно 3 доллара, поэтому мы позволяем себе эту роскошь не чаще чем раз в два-три месяца. Накормив нас домашней пищей, и еще собрав продуктов в дорогу, они отвезли нас через одну паромную переправу к другой. Как часто мне встречаются хорошие люди! Намного чаще, чем плохие.

К вечеру мы добрались до Ха Лонга – это место считается самым красивым на побережье Вьетнама, поэтому сюда приезжают много туристов.

До вечера мы бродили по набережной любуясь причудливыми очертаниями островов, во множестве разбросанных в заливе, и восхищались мастерством местных рукодельцев, чьи изделия во множестве продаются в сувенирных лавках: здесь и резьба по кости, дереву, камню, и картины, но особенно хороши вышивки. Все это стоит относительно дешево даже для нас, а для туристов из богатых стран вообще копейки, поэтому торговля идет бойко. Многие покупают вещи не торгуясь, хотя можно купить за треть цены. Переночевав в палатке на пляже, мы решили принять приглашение одного из многих агентов, которые предлагают водные прогулки на всевозможных судах, начиная от джонки и до катера на подводных крыльях. Мы выбрали двухчасовую прогулку на небольшом катере.

Мы были на нем единственными пассажирами, и обошлась нам эта прогулка в 10 долларов, но мы не пожалели. По преданию, здесь когда-то пролетал дракон с мешком жемчуга на спине, но мешок продырявился о шипы, и жемчужины просыпались в море, а затем превратились в острова.

Мы скользили среди этих жемчужин, под мерный стук движка и журчание воды, попивая зеленый чай и загорая под в меру горячим солнышком, все проблемы где-то далеко за кормой. Два часа пролетели незаметно, пора двигать дальше.

Дорога вьется вдоль берега, справа островки, отвесно уходящие в море, слева такие же горы. На земле иногда встречаются терриконы – здесь добывают уголь и песок. В каждом дворе делают из угольной пыли брикеты топлива, смешивая её с глиной и известью, это самый популярный вид топлива во Вьетнаме и Китае. Во второй половине дня добрались до города Цам Ха, что в 50 километрах севернее, и пройдя через него, на отшибе увидели какие-то здания за оградой – по виду официальное учреждение.

Решили зайти переночевать. Войдя в одно из зданий, мы никого не обнаружили, хотя комнаты были открыты и в них горел свет. Мы перешли в другое здание и нашли человек пять, сидящих за праздничным столом и пьющих русскую водку «Смирнов», закусывающих, к нашему удивлению, холодцом. Они были удивлены нашему появлению не меньше чем мы их холодцу, и узнав что мы русские, тут же нашли нам стаканы. Но нам пришлось удивить их еще раз: как это так? Непьющие русские! Узнав, что мы хотим у них переночевать, они сказали, что не против, но должны предупредить начальство.

Пока мы ужинали, подъехало начальство, по виду военные, но не в форме. Сказали, что слишком уважают русских, чтобы позволить им спать в офисе на диванах – и увезли нас обратно в город, где поселили в гостинице при Сеамен Клуб.

Наутро мы опять шли по знакомой дороге, под удивленными взглядами видевших нас вчера прохожих. Выйдя за город, мы сели на попутку, которая довезла нас по узкой извилистой дороге до г. Ха Цои, а потом мы в темноте шли еще 3 часа заходя то в одну избушку, то в другую, удивляя и пугая обывателей своим появлением. Электричества в этих местах нет, спать ложатся рано, вследствие чего полно детей. Их бы прокормить, тут уж не до электричества, в общем замкнутый круг.

Мы решили что ляжем спать, когда до границы останется 30 километров, чтобы завтра пройти их пешком. Уже три часа моросил дождик и к своей радости мы увидели у заветного километрового столбика светящуюся лампадку. В окне маленькой избушки мы застали семью из пяти человек за изготовлением традиционного новогоднего блюда, ведь завтра Тед – лунный Новый Год.

А сейчас я хочу описать, как встречают его во Вьетнаме. Всю последнюю неделю мы видели на всех базарах толпы народа, все торопятся сделать необходимые покупки, ведь впереди на календаре пять красных листочков – гуляй! Надо накрыть праздничный стол, и обязательно сделать всей родне подарки, а более богатые родственники тоже сделают тебе подарок, намного дороже чем ты им. Новый год раз в году и нельзя скупиться, а то не повезет.

Перед Новым годом весь Вьетнам срывается с места и едет в гости, чтобы погостить у богатых родственников, транспорт переполнен, магазины тоже.

На всех улицах выставлены на продажу карликовые мандариновые деревца (от полуметра до двух метров), усыпанные плодами. Это то же самое, что для нас елка, правда дерево может быть цветущей вишней или яблонькой, которые тоже продаются повсюду. На столах много спиртного, в основном самогон, а шампанское вовсе не обязательно, обязателен «рисовый пирог» (моё название), который, развернув банановые листья, торжественно (как у нас торт) разрезают связывающей его рисовой соломкой и раздают гостям. Вот за изготовлением таких «пирогов» мы и застали семью в избушке на 30 километре от Мон Каи, где находится переходной пункт в Китай.

На случай, если кто-либо из читателей захочет отметить

Лунный год по-вьетнамски, опишу способ приготовления этого довольно вкусного блюда: из листьев банана или других жестких (желательно не ядовитых) листьев, сложенных в несколько слоёв, изготавливается коробочка 20х20х10 см.

Она на треть засыпается рисом, затем еще на треть какими-то мелкими бобовыми, затем покрывается одним слоем тонко нарезанного сала, которое засыпают рисом доверху. Во Вьетнаме около 30 сортов риса, для этого блюда используют липкий рис. После этого коробочку закрывают и тщательно перевязав, кладут в кипящую воду.

«Переключив» костер на медленный огонь, ложатся спать (и мы рядом с ними) на земляном полу. Наутро костер еще тлел, и из-под крышки шел пар, но воды уже не было. Рис «выпил» ее, но листья не дали ему расшириться, а лишь окрасили в зеленый цвет. Пакеты стали вдвое тяжелее, это мы почувствовали, когда хозяева сунули нам по гостинцу в рюкзаки, мы же смогли им подарить лишь две российские монетки. Вечером 23-го мы были в Мон Каи, но никаких особых торжеств там не увидели – как и у нас, это семейный праздник, люди собираются семьями (все родственники) за праздничным застольем, только и всего. Возможно это только в первый день, или это характерно для этой бедной части Вьетнама, не берусь судить, мне сказали что два года назад во Вьетнаме запретили на новый год запускать фейерверки и взрывать петарды. А в Китае все это есть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: