Экономикой

В странах с рыночной экономикой в торговле участвуют предприятия различных форм собственности — индивидуаль­ной, коллективной, государственной, общественных организа­ций и т.п.

Основными организационными формами современных круп­ных предприятий, в том числе торговых, являются акционер­ные общества, концерны, тресты, картели, синдикаты. При этом существуют национальные особенности классификации предприятий по их организационно-правовой форме. Во Фран­ции, например, выделяются следующие формы предприятий торговли: индивидуальные собственники, общества с ограниченной ответственностью, анонимные (акционерные) общества, ассоциации, гражданские общества, администрации.

В США существует понятие "фирма", под которым понима­ют деловую организацию с единым управлением. Термины "фирма", "бизнес", "компания", "предприятие" используются в одинаковом понимании слова. В розничной торговле статистика США выделяет следующие формы предприятий:

индивидуальный собственник, когда предприятие принадле­жит единоличному владельцу (около 75 % общего числа торго­вых предприятий);

партнерство (товарищество), когда предприятие принадле­жит двум или более лицам, каждое из которых вложило сред­ства в фирму (20 %);

корпорация имеет различные формы: акционерные компа­нии, тресты, кооперативные и другие предприятия (около 5 %).

В розничной торговле значительно возрастает экономическая роль корпораций, хотя их удельный вес в общем количестве пред­приятий небольшой. Если в 1948 г. доля корпораций в товарообо­роте составила 47,3 %, то в настоящее время — свыше 80 %.

В Японии, ФРГ наблюдаются аналогичные тенденции, когда преобладающей формой являются предприятия, принадлежа­щие индивидуальным собственникам, однако их количество и доля в товарообороте неуклонно снижаются.

В США и ряде других стран с развитой рыночной экономи­кой получила развитие особая организационная форма торгов­ли — франчайзинг. Суть ее заключается в том, что головная, обычно крупная фирма заключает договор с мелким самостоя­тельным предприятием (оператором), которому предоставляет­ся право реализации товаров или услуг под торговой маркой фирмы, за что оператор выплачивает последней единовремен­ный взнос за право деятельности от имени компании. Головная фирма может передать в аренду оператору основные средства, быть поручителем для получения банковского кредита, устанав­ливать нормативы и фиксированные текущие платежи, формы финансовых взаимоотношений.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой может быть ис­пользован в нашей стране при создании новых организацион­ных структур розничной торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: