2.1. 2.1. Сущность и факторы развития розничной торговой сети
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (примерно 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров.
В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины, предприятия посылочной торговли и т.п.
Основными функциями розничной торговой сети являются:
· закупка товаров у поставщиков;
· организация завоза товаров в магазины;
· приемка и хранение товаров;
· подсортировка и подготовка к продаже;
· продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
· наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.
Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:
|
|
· реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;
· обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
· сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
· взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;
· учет принципов современного градостроительства.
Об экономической эффективности торговой сети можно судить по таким показателям, как:
· общая численность торговых предприятий;
· количество торговых предприятий и торговой площади, приходящихся на 1 тыс. человек;
· численность населения на одно торговое предприятие и на 1 м3 торговой площади;
· удельный вес специализированной торговой сети;
· средний размер торговой площади на один магазин;
· прибыль на 1ми торговой площади.
Социальная эффективность может определяться:
· средним радиусом обслуживания одним магазином;
· затратами времени покупателей на ожидание обслуживания;
· показателями завершенности покупки.
О количественном развитии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающимся размером торговой площади на 1 тыс. человек.
Качественное состояние розничной торговой сети определяется следующими показателями:
· соотношением предприятий и торговой площади по продовольственным и непродовольственным товарам;
· удельным весом специализированных предприятий в общем количестве;
· удельным весом форм и методов продажи;
· соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
|
|
· соотношением торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;
· средним размером магазина.
Факторы, влияющие на развитие и состояние розничной торговой сети:
· экономические (развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы рыночных отношений и т.п.);
· социальные (объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т.п.);
· градостроительные (размеры города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.п.);
· транспортные (направления и интенсивность транспортных потоков).