Построение и размещение предприятий розничной торговли

2.1. 2.1. Сущность и факторы развития розничной торговой сети

Розничная торговля завершает процесс товарного обраще­ния, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей.

Основным звеном, завершающим процесс обращения, явля­ется розничная торговая сеть, составляющая основную (пример­но 2/3) часть материально-технической базы розничной торгов­ли.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров.

В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, ки­оски, торговые автоматы, автомагазины, предприятия посылоч­ной торговли и т.п.

Основными функциями розничной торговой сети являются:

· закупка товаров у поставщиков;

· организация завоза товаров в магазины;

· приемка и хранение товаров;

· подсортировка и подготовка к продаже;

· продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;

· наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

· реализация всевозрастающих масс товаров народного пот­ребления с наименьшими затратами;

· обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

· сокращение издержек потребления, связанных с приобрете­нием товаров;

· взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-быто­вого и коммунального обслуживания населения;

· учет принципов современного градостроительства.

Об экономической эффективности торговой сети можно су­дить по таким показателям, как:

· общая численность торговых предприятий;

· количество торговых предприятий и торговой площади, при­ходящихся на 1 тыс. человек;

· численность населения на одно торговое предприятие и на 1 м3 торговой площади;

· удельный вес специализированной торговой сети;

· средний размер торговой площади на один магазин;

· прибыль на 1ми торговой площади.

Социальная эффективность может определяться:

· средним радиусом обслуживания одним магазином;

· затратами времени покупателей на ожидание обслужива­ния;

· показателями завершенности покупки.

О количественном развитии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающимся раз­мером торговой площади на 1 тыс. человек.

Качественное состояние розничной торговой сети определя­ется следующими показателями:

· соотношением предприятий и торговой площади по продо­вольственным и непродовольственным товарам;

· удельным весом специализированных предприятий в общем количестве;

· удельным весом форм и методов продажи;

· соотношением торговых площадей, используемых для реа­лизации отдельных групп товаров;

· соотношением торговой площади предприятий, расположен­ных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

· средним размером магазина.

Факторы, влияющие на развитие и состояние розничной тор­говой сети:

· экономические (развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы ры­ночных отношений и т.п.);

· социальные (объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т.п.);

· градостроительные (размеры города, численность и плот­ность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.п.);

· транспортные (направления и интенсивность транспортных потоков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: