Специализация розничной торговой сети

Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.

Специализация — это форма разделения труда между торго­выми объектами по розничной продаже отдельных групп това­ров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Специализация розничной торговой сети оказывает сущес­твенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно на торговлю товарами куль­турно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улуч­шению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнитель­ных услуг, и в конечном итоге — повышению как экономичес­кой, так и социальной эффективности продажи за счет значи­тельного снижения затрат времени покупателей на поиск нуж­ных товаров.

Специализация розничной торговой сети может осущес­твляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплек­сности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому признаку де­ятельность магазинов ограничивается продажей товаров опре­деленных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:

1) предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности. Сюда входят ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.;

2) предметы культурно-бытового назначения (писчебумаж­
ные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и
спорт товары);

3) предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель,
электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);

4) предметы производственно-хозяйственного назначения (стро­
ительные, химико-москательные товары, сельскохозяйствен­
ный инвентарь и т.п.);

5) прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По степени специализации магазины подразделяются на:

узкоспециализированные — реализуют отдельные товары той или иной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);

специализированные — осуществляют продажу товаров од­ной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские това­ры);

комбинированные — имеют в ассортименте товары несколь­ких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (га­лантерея-парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты);

универсальные — торгуют несколькими товарными группа­ми (Дом торговли, универмаг).

Неспециализированные магазины реализуют различные груп­пы продовольственных или непродовольственных товаров, так­же не образующих специализированных секций (магазины "Про­дукты", "Промтовары").

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культур­но-бытового назначения), имеющие в пределах товарной груп­пы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, тре­буют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским ком­плексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в тор­говой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нуж­ных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Однако необходимо отметить, что специализация магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняет их дея­тельность по формированию ассортимента, воздействию на пос­тавщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров. Исследования показывают, что для предложения покупателям минимального ассортимента готового платья требуется не менее 1400 м2 торговой площади, а даже в универ­магах для этой товарной группы отводится в десятки раз мень­шая площадь.

Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов (1988 г.) число основных типов магазинов комплексного ассорти­мента сужено до нескольких единиц (магазины по торговле дет­скими товарами, "Сделай сам", "Товары для спорта и туризма").

Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются:

в продовольственной торговле — существенное повышение роли универсамов, расширение сети плодоовощных магазинов и развитие сети небольших магазинов продовольственных и неп­родовольственных товаров повседневного спроса;

в непродовольственной торговле — возрастание роли уни­вермагов, домов торговли и крупных специализированных ма­газинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализирован­ных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садо­водов, спортсменов, для рукоделия и т.п.).

Существует три основных метода определения уровня специ­ализации розничной торговой сети.

В первом случае уровень специализации определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к об­щему их количеству К0:

К1=(Кс/ К0) • 100 %.

Определенный таким образом уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследу­емые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.

Во втором случае уровень специализации К2 может быть оп­ределен как отношение товарооборота специализированных ма­газинов Тс к общему товарообороту Т0:

К2=(Тс/ Т0) • 100 %.

И, наконец, более точный метод заключается в определении уровня специализации К3 как отношения торговой площади специализированных магазинов и секций Пс к общей торговой площади Пи:

К3=(Пс/ П0) • 100 %.

На уровень специализации влияет ряд факторов: характер покупательского спроса (твердосформированный или импульсивный спрос); степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна); размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации); местные условия развития товарооборота; размеры помещений магазина; численность населения городов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: