Организация товароснабжения розничной торговли индустриально развитых стран

Характерной особенностью поставок товаров народного пот­ребления в развитых странах является снижение роли оптовой торговли. Функцию поставщиков товаров осуществляют про­мышленные фирмы, которые в свою очередь создают свои сбы­товые фирмы.

В США, например, система товароснабжения может осущес­твляться в трех формах.

1. В промышленности по регионам создаются свои бюро или фирмы по сбыту продукции.

2. Розничная торговля сама осуществляет оптовые закупки товаров в промышленности (до 60 % непродовольственных то­варов массового спроса транзитом поставляется в розничную торговлю).

3. В розничной торговле создаются специализированные предприятия, которые занимаются закупкой и товароснабжением своих предприятий.

В США доля оптовой торговли в общем товарообороте состав­ляет около 50 %, в ФРГ — 60, в Японии — 80 %. Небольшой удельный вес оптовой торговли в США объясняется тем, что промышленные концерны берут на себя функцию организации товароснабжения, что объясняется высокой степенью концен­трации розничной торговли.

Специфика оптовой торговли США заключается в том, что она поставляет товары комплектно для определенной группы магазинов.

О структуре поставки по формам товароснабжения в США можно судить по следующим данным:

овощи и фрукты 87 % складская форма, 13 % транзит;

молочные — 34 и 66 % соответственно;

мясо и колбасные изделия — 77и 23 %;

бакалейные товары — 74 и 26 %;

хлебобулочные изделия — 24 и 76 %;

непродовольственные товары — 35 и 65 %.

Частота завоза в магазины США по товарным группам сос­тавляет в среднем:

овощи и фрукты — 5 раз в неделю;

молочные продукты — 6 раз;

мясо и колбасные изделия — 3 раза;

бакалейные товары — 2 раза;

хлеб — 6 раз;

непродовольственные товары — 1 раз в неделю.

В Японии оптовые поставки в розничную торговлю осущес­твляются строго специализированно первичными и вторичны­ми оптовыми фирмами. Первичные фирмы — это крупные предприятия, напрямую связанные с промышленностью и зани­мающиеся товароснабжением крупнейших универмагов и объе­динений супермаркетов. Вторичные (более узкоспециализиро­ванные) фирмы, получая товары от первичных фирм, осущес­твляют поставки мелким магазинам.

В США непрерывно растет доля товаров, поставляемых тран­зитом. Прямые поставки облегчают маневрирование ценами, сни­жают издержки, гарантируют свежесть и сохранность товаров.

В странах Западной Европы скоропортящиеся товары посту­пают в розничную торговлю как непосредственно от изготовите­лей, так и при посредничестве оптовой торговли. Здесь разрабо­таны системы сбыта товаров, благодаря которым происходит корректировка объема и сроков их завоза. Так, по системе сбы­та, разработанной в Нидерландах и широко применяющейся в Европе, объединения супермаркетов получают товары с цен­трального склада 2 раза в день: перед открытием магазина (ово­щи, молочные продукты, хлеб) и в течение рабочего дня (бака­лейные и другие товары). Заранее установленные графики заво­за повышают эффективность работы магазина.

С целью более полного удовлетворения покупательского спроса разрабатываются типовые схемы товароснабжения и системы по регулированию товарных запасов на торговых предприятиях.

Оптимальные товарные запасы рассматриваются в качестве важнейшего критерия при оценке эффективности торговли в целом и труда работников торговли в частности. В США разработана сис­тема "Слим", при использовании которой товарные запасы снижаются на 25 %, численность персонала сокращается на 20 %. Необ­ходимость в складских помещениях в магазине отпадает, 80 % пло­щади магазина — это торговая площадь, на которой товары разме­щаются в соответствии с удельным весом в товарообороте.

Использование американского опыта в европейских странах дало положительные результаты. Снабжение магазинов по этой системе производится со специально оборудованных складских центров, которые осуществляют хранение, подработку и подсор­тировку товаров. Такие центры создаются в розничной и опто­вой торговле, а также в сбытовых фирмах промышленности.

Во Франции существует много видов торгово-закупочных центров и объединений, обеспечивающих товароснабжение мага­зинов определенного ассортиментного профиля: продовольствен­ные и непродовольственные товары или одна их группа, по обслу­живанию только супермаркетов и т.п. В них широко распростра­нены склады самообслуживания площадью 400—1500 м.

В последние годы происходят изменения в товароснабжении непродовольственными товарами. Вместо традиционной схемы товародвижения через оптовые фирмы или закупочные рознич­ные объединения розничная торговля прибегает к помощи пос­реднических распределительных или транспортных фирм. Не­которые товары супермаркеты заказывают по каталогу, во мно­гих случаях формированием ассортимента занимаются специ­ально выделенные работники промышленности — так называе­мые посредники-специалисты, которые формируют ассорти­мент непродовольственных товаров в магазине, определяют и корректируют минимальный товарный запас по каждому товар­ному артикулу, организуют выкладку товаров, складирование, дают товароведческие консультации магазинам. В США, ФРГ и других странах существуют целые фирмы, занимающиеся этой деятельностью.

Товароснабжение небольших магазинов организуется по франшизным договорам, впервые примененным в США, а затем получившим развитие в других странах, Франчизный договор прикрепляет небольшой магазин к крупному промышленному или торговому концерну или фирме. У франчизных предприя­тий общая марка, централизованная реклама, поставка и т.п.

Таким образом, в условиях острой конкурентной борьбы в ряде развитых стран принимаются серьезные меры по улучше­нию организации товароснабжения розничной торговли. Изуче­ние их опыта позволит нашей торговле в условиях перехода к рыночным отношениям избежать просчетов в организации това­роснабжения розничной сети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: