Организация приемки товаров в магазине

Приемка товаров — важнейший элемент торгово-техноло-гического процесса, от которого во многом зависит качество то­варов в торговом зале и культура обслуживания покупателей.

Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в соответствии:

с положением о приемке товаров по количеству и качеству (1996 г.);

с положением о поставке товаров в Республике Беларусь (1996 г.);

с уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта и правилами перевозки грузов.

Нормы этих документов применяются во всех случаях, если стандартами, техническими условиями или договорами постав­ки не предусмотрен иной порядок приемки товаров.

Положение о приемке товаров по количеству и качеству — основной документ, регулирующий отношения юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и фор­мы собственности и физических лиц — предпринимателей без образования юридического лица.

В Положении о приемке товаров четко регламентированы обязанности продавца (поставщика) и покупателя (магазина).

Продавец обязан:

соблюдать правила и нормы упаковки, затаривания и марки­ровки товаров;

обеспечивать поставку товаров по качеству и комплектнос­ти, соответствующих нормативно-технической документации;

правильно оформить все отгрузочные документы (наклад­ные, счета-фактуры, технический паспорт, сертификаты качес­тва, ярлыки, кипные карты и т.п.);

соблюдать действующие на транспорте условия погрузки, крепления и перевозки грузов.

Покупатель при приемке товара обязан;

проверить исправность транспортного средства и тарного места, наличие пломб отправителя, маркировку груза;

соответствие товаров и их маркировки данным сопроводи­тельных документов;

осмотреть товар;

проверить соблюдение сроков доставки и правил перевозки грузов;

принять товар по количеству мест или массе;

требовать от перевозчика отметки на документах, если груз принят без проверки массы и состояния товара, имеются ли пов­реждения или нарушения условий перевозки.

При окончательной приемке покупатель обязан:

правильно и своевременно произвести приемку, обеспечив сохранность товаров;

обеспечить исправность средств измерений и испытаний;

осуществлять контроль за работой лиц, осуществляющих приемку.

Общие условия приемки. Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться на складе покупателя, на скла­де продавца или ином месте в соответствии:

с требованиями нормативно-технической документации и правилами;

с данными маркировки;

с данными сопроводительных транспортных документов (сче­та-фактуры, спецификации, описи, сертификата и удостовере­ния качества и т.п.).

О несоответствии количества и качества товара этим доку­ментам покупатель должен уведомить продавца.

В уведомлении указывается:

наименование товара, дата отгрузки, номера товарно-тран­спортных документов;

количество недостающих товаров, его стоимость и характер недостачи;

состояние пломб;

основные недостатки качества товаров;

время двусторонней (если необходимо) приемки.

Уведомление по любому средству срочной связи направляется поставщику в течение 24 ч, а по скоропортящимся товарам — не­медленно после обнаружения нарушений количества или качес­тва товаров,

Представитель продавца должен явиться не позднее следую­щего дня, а по скоропортящимся товарам — не позднее 4 ч после получения вызова, если не указан иной срок.

Иные продавцы обязаны на следующий день после получе­ния уведомления дать ответ о направлении представителя для приемки.

Представитель иногороднего поставщика должен явиться в трехдневный срок (не считая дороги) или уполномочить для приемки юридическое или физическое лицо, находящееся в месте получения товара.

Представители поставщика должны иметь удостоверение или доверенность на право приемки, оформленные должным об­разом.

При неявке представителя поставщика количественная при­емка может осуществляться:

с участием компетентного представителя другого юридичес­кого лица или контролирующего органа;

с участием представителей органов контроля качества (цен­тра стандартизации, сертификации, гигиены и т.п.);

или с выделенным представителем органа власти;

или с участием представителя общественности, назначенно­го профсоюзом покупателя;

или самим покупателем самостоятельно, если нет профсоюза или на это дал согласие продавец.

Представители, выделяемые для участия в приемке, дол­жны иметь удостоверение, в котором указаны:

дата выдачи и номер;

фамилия, имя, отчество, место работы и должность;

наименование получателя;

наименование товара.

Сроки приемки. Приемка товаров по количеству произво­дится в следующем порядке:

товары, поставляемые без тары, в открытой или поврежден­ной таре, по массе брутто в исправной таре — в момент приемки от продавца или перевозчика;

товары в исправной таре по массе нетто и количеству товара в таре — со вскрытием тары в течение 10 дней, по скоропортя­щимся — не позднее 24 часов с момента доставки.

Приемка товаров по качеству производится на складе поку­пателя:

при поступлении товара из другого населенного пункта — не позднее 20 дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения;

при поступлении товара из данного населенного пункта — не позднее 10 дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения.

Особенности приемки товаров по количеству. Приемка то­варов по количеству зависит от способа доставки и упаковки.

При централизованной доставке без тары, в открытой или поврежденной таре приемка осуществляется в момент доставки.

При поставке товара в исправной таре проверяется масса брутто, количество тарных мест и маркировка. Покупатель име­ет право потребовать вскрытия тары и проверки массы нетто и количества товарных единиц в каждом тарном месте.

По массе нетто и количеству товарных единиц товары при­нимаются со вскрытием тары на складе конечного покупателя.

При невозможности взвесить товар без тары (масло расти­тельное, олифа, жиры и т.п.) при приемке определяется масса, брутто, а масса тары — при ее освобождении.

В случае обнаружения недостачи товара покупатель обязан:

приостановить приемку;

обеспечить сохранность товара и его смешение с однородным товаром;

вызвать для участия в приемке представителя продавца или иного незаинтересованного лица;

оформить факт выявленной недостачи актом.

Особенности приемки товаров по качеству. Приемка това­ров по качеству осуществляется в соответствии со стандартами, ТУ, сопроводительными документами (сертификатом, ветери­нарным свидетельством, удостоверением о качестве и т.п.).

При обнаружении несоответствия качества товара, тары тре­бованиям нормативных документов, образцов или договоров составляется акт, в котором указывается количество проверен­ного товара и характер выявленного несоответствия качества.

При этом приемка приостанавливается, обеспечиваются ус­ловия для сохранения качества и уведомляется поставщик.

При неявке поставщика в состав комиссии по качеству при­емки могут быть включены:

эксперт по качеству;

представитель общественности своей или другой организа­ции.

Сложнотехнические товары с гарантийным сроком проверя­ются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее гарантийного срока.

При обнаружении скрытых недостатков в течение 5 дней с момента обнаружения составляется акт.

При проверке качества товаров может быть произведен отбор образцов, о чем также составляется соответствующий акт.

Важным элементом качественной приемки является экспер­тиза, которая осуществляется на основе соответственного дого­вора или гарантийного письма.

Экспертиза может осуществляться:

Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

Государственным Комитетом по стандартизации метрологии и сертификации;

Департаментом экономического контроля Совета Министров

Республики Беларусь;

Министерством торговли Республики Беларусь, а также мес­тными организациями;

Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь и ее структурами;

санитарно-эпидемиологическими центрами;

центрами стандартизации и метрологии.

Срок проведения экспертизы — 14 дней. Ее результаты оформляются соответствующим актом экспертизы. При несог­ласии с оценкой экспертизы возможна повторная экспертиза или решение вопросов в суде.

Порядок составления актов приемки товаров. Если при приемке товаров по качеству или количеству выявлены недоста­ча или излишки товара или ненадлежащее его качество, резуль­таты приемки оформляются актом, который составляется в день их выявления.

В акте должны быть указаны и приложены развернутые ха­рактеристики всех сопроводительных документов, характер вы­явленных нарушений, адреса сторон и целый ряд другой доку­ментации.

Акт подписывается всеми должностными лицами, участво­вавшими в проверке. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано изложить свое мнение в письменной форме.

Акт утверждается руководителем принимающей стороны не позднее следующего дня после приемки, регистрируется и хра­нится покупателем в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: