Важным направлением совершенствования товароснабжения розничной торговой сети является прогрессивная технология товародвижения с применением тары-оборудования. В этом случае тара-оборудование одновременно выполняет функцию товароно-сителя при транспортировке, хранении товара и торгового оборудования при его реализации в торговом зале. Такая технология предполагает комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на всех этапах товародвижения и продажу товаров по методу самообслуживания.
Внедрение такой технологии позволяет:
механизировать и^ускорять погрузочно-разгрузочные работы;
исключить тяжелый ручной труд;
сократить количество звеньев и технологических операций по обработке товаров в магазинах;
сократить численность работников;
повысить коэффициент использования транспортных средств;
резко сократить затраты на тару и упаковку;
более эффективно использовать торговые и складские помещения;
снизить затраты времени покупателей на приобретение товаров.
|
|
Сущность прогрессивной технологии товароснабжения и продажи товаров заключается в следующем: товар уже в сфере производства или оптовом звене расфасовывается и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование, которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина или помещение для хранения. Товар при этом продается методом самообслуживания.
Конструктивные особенности тары оборудования:
многоцелевое назначение (может использоваться и для продовольственных и непродовольственных товаров);
возможность монтирования в ней полок, корзин для легко деформирующихся товаров;
обеспечение сохранности товаров;
возможность горизонтальной транспортировки;
возможность пакетирования некоторых видов при возврате.
Виды тары-оборудования:
неразборная;
сборно-разборная;
складная;
переносная;
передвижная.
Наибольшее развитие в странах СНГ и в Беларуси получили контейнеры универсальные на жестких опорах и колесные.
Контейнеры на жестких опорах значительно долговечнее, но требуют полной механизации погрузочно-разгрузочных работ и передвижения в магазине, что в условиях измельченности розничной сети не всегда технически возможно и весьма дорого.
Контейнеры на колесной основе получили повсеместное применение в Беларуси. Достоинство их в том, что не требуется полная механизация их погрузки, разгрузки и транспортировки в
магазине. Эти операции могут совершаться вручную. Основной их недостаток заключается в несовершенстве колесных механизмов (часто выходят из строя) и дороговизне, необходимости использования автотранспорта с грузоподъемным бортом, в трудностях штабелирования.
|
|
Колесные контейнеры, применяемые в магазинах, подразделяются на:
контейнеры универсальные (для всех групп товаров);
роликовые контейнеры для расфасованных овощей, бакалеи, хозяйственных товаров;
контейнеры трехъярусные для кондитерских и бакалейных товаров;
колесные многоярусные для хлеба.
Тара-оборудование может применяться при доставке важнейших продовольственных товаров (хлеба, бакалеи, пива и безалкогольных напитков, винно-водочных изделий, консервов, овощной продукции) и отдельных непродовольственных (хозтоваров, обоев, спортивной обуви и т.д.).
Потребность в таре-оборудовании может быть определена с учетом товарных запасов в магазине, предприятиях промышленности, в пути и резерва (на ремонт, неритмичность завоза т.п.) по формуле:
Т (Н+3,5)
К т.о. = ____________
Т
где Кт.о — количество тары-оборудования в системе, штук; Т — годовой грузооборот (кг) или товарооборот (р.); т — вместимость единицы тары-оборудования, кг или р.; Н — норматив товарных запасов в магазине, дней; 3,5 •— дни оборота тары-оборудования у поставщика и транспорта.
Экономический эффект доставки и продажи товаров в таре-оборудовании представляет собой суммарную экономию всех видов ресурсов (живого труда, капитальных вложений, оборотных средств), которую получает народное хозяйство в результате применения этой технологии.
Экономический эффект от применения новой технологии может быть определен путем сравнения приведенных затрат базового варианта товародвиженияс новым:
где 3 — минимальные приведенные затраты, р.; Э — эксплуатационные расходы, р.; К — капитальные вложения, р.; Кн — нормативный коэффициент капитальных вложений.
Годовой экономический эффект от применения прогрессивной технологии можетбыть рассчитан по формуле
где Э — годовой экономический эффект, р.; 31,32 — приведенные затраты на 1т товаров до и после перевода на прогрессивную технологию; Т0 -— годовой объем доставки в таре-оборудовании, т.
Экономический эффект от внедрения тары-оборудования получают предприятия промышленности, торговли и транспорта. Промышленные предприятия получают эффект за счет механизации процессов труда, вытеснения из производства традиционной транспортной тары (ящиков, мешков, бочек, бумаги). Розничная торговля — за счет снижения затрат труда на разгрузку автомобилей, приемку, упаковку, выкладку в торговом зале, фасовку, внутримагазинное перемещение. Предприятия автотранспорта — за счет сокращения простоев, повышения коэффициента использования транспортных средств.