Закон стоимости

Закон стоимости – закон товарного производства, который выражает необходимость производства и обмена товаров в соответствии с общественно необходимыми затратами труда, то есть в соответствии с их общественной стоимостью.

На рынке при обмене товаров учитываются не индивидуальные, а общественно необходимые (средние) расходы. В связи с этим закон стоимости выполняет ряд функций: стимулирующую, регулирующую, дифференциации товаропроизводителей.

Стимулирующая функция заключается в стимулировании товаропроизводителей к усовершенствованию производства. Закон стимулирует (поощряет) производителей к усовершенствованию производства, с целью повышения производительности труда и сокращения расходов производства (себестоимости продукции). Это дает возможность товаропроизводителю при продаже товара по той же цене получать большую прибыль.

Регулирующая функция заключается в регулировании законом стоимости товарного производства, а именно в сокращении производства товаров, спрос на которые падает, и расширении (увеличении объемов) производства товаров, спрос на которые растет. Дело в том, что рост спроса приводит к росту цен, а сокращение спроса приводит к снижению цен. При неизменной величине расходов, чем выше цена, тем больше прибыль, а чем ниже цена тем меньше прибыль, поэтому производители заинтересованы производить те товары, на которые растет спрос и цена, и не заинтересованы производить те товары, на которые низкий спрос и низкая цена.

Третья функция заключается в том, что закон стоимости приводит к расслоению производителей на богатых и бедных. Те производители, у которых выше индивидуальная производительность труда, чем средняя по отрасли, обогащаются, поскольку получают больше прибыли (доходов), а те, у которых производительность труда ниже средней по отрасли, получают меньшую прибыль, или имеют убытки и терпят банкротство.

ДЕНЬГИ

Деньги – всеобщий эквивалент (лат. аequivalentіs – равноценное, равнозначное, равносильное), который возник в связи с потребностями товарного обмена. Сначала деньги выступали как особенный товар, который имел свойство общей обмениваемости, то есть способный обмениваться на любой другой товар, и который стихийно выделился из мира товаров в результате “естественного отбора”.

Из двух обмениваемых товаров один находится в относительной, а второй в эквивалентной форме. Товар, который находится в эквивалентной форме своей потребительной стоимостью определяет (измеряет) величину стоимости товара, который находится в относительной форме. Собственник товара-эквивалента, соглашаясь отдать свой товар (его определенное количество) в обмен на товар, который находится в относительной форме, тем самым определяет стоимость товара, который находится в относительной форме.

Возникновению денег предшествовали такие формы обмена, или формы стоимости: простая, или случайная, развернутая, или полная, всеобщая.

При простой форме один продукт случайно обменивался на другой продукт (например, продукт земледелия на продукт скотоводства). Один из этих товаров находился в относительной форме, второй – в эквивалентной. Если собственники соглашались обменяться этими продуктами, обмен происходил, если нет, то обмен не происходил, потому что других продуктов никто не предлагал, выбора не было.

При развернутой форме стоимости в обмене находилось уже много товаров. Каждому товару, который находился в относительной форме, все другие товары противостояли, как товары-эквиваленты. Преимущества этой формы заключались в наличии выбора. Собственник товара мог обменять свой товар на один из многих других, нужно было согласие собственника другого товара обменяться. Если такого согласия не было, то нужно было осуществить ряд промежуточных обменов, чтобы выменять нужный товар. В этом заключался недостаток развернутой формы, поэтому с развитием товарного производства и обмена на смену развернутой пришла всеобщая форма.

При всеобщей форме стоимости на каждом рынке выделялся наиболее ходовой товар, который выступал в роли всеобщего эквивалента. У земледельцев – это зерно, у скотоводов – конь, овца, на некоторых рынках таким товаром могли быть кожа (мех) или рыба, или соль, или металл. Преимущества этой формы стоимости заключались в том, что собственнику любого товара достаточно было обменять свой товар на наиболее ходовой товар, который выступал в роли всеобщего эквивалента, а уже на него выменять какой угодно другой товар. Всеобщая форма возникла тогда, когда обмен приобрел большое развитие, когда возник класс купцов. Купцы ездили от одного местного рынка к другому и выменивали такие товары, которые они с выгодой могли обменять на другом рынке. Но приобретение товаров на других рынках осложнялось тем, что купцам не было известно, будет ли пользоваться их товар на другом рынке спросом, удастся ли им осуществить обмен, потому что на каждом рынке был свой всеобщий эквивалент. Этот недостаток был устранен с появлением денежной формы стоимости. Денежная форма – это такая форма стоимости (обмена) при которой возникает такой товар-эквивалент, который имеет способность на любом рынке обмениваться на любой товар, то есть всеобщий эквивалент. На любом рынке этот товар становится наиболее ходовым товаром. Таким товаром сначала выступали серебро и золото и только в ХIХ веке таким товаром во всем мире было признано только золото. Золото выступало как деньги в виде слитков или монет. Золото было товаром, поскольку оно имело потребительную стоимость (полезность), его можно было использовать для производства, например, ювелирных изделий. Еще большая полезность золота, его особенная полезность заключалась в способности общей обмениваемости. На добычу и обработку золота затрачивался труд, поэтому оно имело стоимость. Следовательно, золото стало особенным товаром, который исполнял роль всеобщего эквивалента.

С конца 70-х годов ХХ ст. золото перестало использоваться в качестве денег. Как на национальных, так и на мировом рынке использовались бумажные (кредитные) деньги в виде казначейских билетов, банкнот, векселей, чеков, сберегательных сертификатов, позже электронных карточек. В связи с этим оживилась дискуссия между экономистами по поводу сущности денег, а именно, являются ли деньги товаром и имеют ли они стоимость.

Деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления, мировых денег.

Функция меры стоимости заключается в том, что деньгами измеряется стоимость всех товаров. Это осуществляется путем установления цен. Цена – это денежная форма стоимости, или стоимость товара, выраженная в денежных единицах.

Функция средства обращения заключается в том, что деньги используются в качестве средства обмена товара на товар. Деньги выступают как посредник при обмене товаров. Если товар обменивается непосредственно на другой товар, это - товарообмен, а если товары обмениваются на деньги, это – товарное обращение. Чтобы товарное обращение осуществлялось нормально, нужно, чтобы в обращении находилось необходимое количество денег. Это необходимое количество определяется законом денежного обращения. Согласно этому закону количество денег, необходимое для обращения прямо пропорционально сумме цен товаров, которые находятся в обращении и обратно пропорционально скорости денежного обращения. Детальнее содержание данного закона можно выразить такой формулой:

КД – количество денег, необходимое для обращения (в наличной и безналичной форме);

Сц – сумма цен товаров, которые находятся в обращении;

К – товары, проданные в кредит;

П – платежи в наличной и безналичной форме;

ВП – взаимопогашающиеся платежи;

О – среднее количество оборотов одноименной денежной единицы.

Один оборот – это переход денежной единицы из рук в руки, со счета на счет при выполнении ими функций средства обращения и средства платежа. Скорость денежного обращения измеряется средним количеством оборотов одноименной денежной единицы.

Нарушение данного закона негативно влияет на экономику.

Функция средства платежа отличается от функции средства обращения тем, что при выполнении этой функции движению денег не противостоит встречное движение товаров.

Функция средства накопления заключается в том, что деньги можно накапливать (экономить) или хранить как сокровище. При сбережении деньги идут в обращение, при хранении денег как сокровища движение денег прекращается, они не поступают в обращение.

Мировые деньги – деньги, которые функционируют на мировом рынке, то есть переходят из одной страны в другую. При этом возникают валютные отношения. На мировом рынке деньги выполняют те же функции, что и на национальном рынке.

Лекция №3. Виды и

инфраструктура рынка.

План

1. Виды рынков и критерии их классификации

2. Инфраструктура рынка

1.ВИДЫ РЫНКОВ И КРИТЕРИИ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

Современная экономика подавляющего большинства стран мира, для которых характерна глубокая специализация предприятий и их экономическое обособление, не может существовать без рынка.

Рынок – сфера товарно-денежного обращения. На рынке связь между производителями и потребителями осуществляется путем товарообмена, или путем купли-продажи. Рынок – разностороннее экономическое явление, которое можно рассматривать с разных сторон. В связи с этим существует много видов рынка. Основная классификация видов рынка связана со структурой продуктов обмена. В зависимости от продуктов обмена различают товарный, фондовый, денежный рынок и рынок труда. Это основные виды рынка. В свою очередь, рынок товарный разделяется на рынок средств производства и рынок предметов потребления (потребительский). Более детальная классификация видов товарного рынка связана с отраслями производства. В связи с этим различают рынки хлеба, сахара, одежды, обуви, угля, цемента, автомобилей и т.п.

По географическим признакам различают мировой, региональные, национальные, местные рынки. По характеру обменных операций различают оптовый и розничный рынки. По уровню монополизации различают полностью монополизированный, частично монополизированный, и свободный (немонополизированный) рынки. В зависимости от законности функционирования различают легальный и подпольный (теневой) рынки. Могут существовать и другие классификации видов рынка. Можно различать большой и малый, универсальный и специализированный, американский, африканский, европейский, немецкий польский, украинский и другие виды рынка.

Хоть рынок и влияет на все сферы общественного воспроизводства – производство, распределение, потребление, непосредственно рыночной сферой является сфера обращения, то есть обмен товаров.

Для осуществления обмена необходимо обеспечить огромное количество условий: чтобы продавец и покупатель нашли друг друга, чтобы они согласились на обмен, чтобы товары были доставлены, чтобы они соответствовали санитарно-гигиеническим нормам, чтобы они где-то сохранялись и охранялись и много других. Без обеспечения этих условий рынок функционировать не может. Обеспечение этих условий зависит от большого количества предприятий, заведений, организаций. Их совокупность составляет инфраструктуру рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: