Лекция №4. Механизм функционирования рынка

План.

1. Сущность рыночного меанизма и функциирынка.

2.Экономические законы, регулирующие рынок.

1.Сущность рыночного механизма и функции рынка

Рыночный механизм – это механизм функционирования рынка, т. е. выполнения рынком своих функций.

Рынок выполняет следующие функции: стимулирующую, регулирующую, дифференциации товаропроизводителей, а также интегрирующую функцию.

Стимулирующая функция заключается в стимулировании товаропроизводителей, т. е. в побуждении их к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции. Регулирующая функция заключается в регулировании товарного производства, которое выражается в том, что производство товаров, пользующихся низким спросом, сокращается, а производство товаров, пользующихся повышенным спросом, - увеличивается. Функция дифференциации товаропроизводителей заключается в социальном расслоении товаропроизводителей. В результате действия закона стоимости, те товаропроизводители, у которых низкая производительность труда, терпят убытки и разоряются, а те, у которых высокая производительность труда, обогащаются. Интегрирующая функция заключается в том, что рынок сводя продавцов и покупателей, устанавливает связи между производством и потреблением, между всеми отраслями экономики, между различными регионами интегрирует (объединяет) их в единый народнохозяйственный комплекс.

Осуществление этих функций связано с действием всех экономических законов и, прежде всего законов товарного производства: стоимости, спроса и предложения, денежного обращения. Именно действие данных законов и составляет механизм функционирования рынка. Закон стоимости является основным законом товарного производства. Он регулирует не только обмен, но и производство товаров, то есть регулирует рыночную экономику вообще. Непосредственно обмен товаров регулирует закон спроса и предложения. Он выражает взаимозависимость между спросом, предложением и ценой.

Спрос – это платежеспособная потребность. Рыночный спрос – это желание и возможность (платежеспособность) купить товар. Рыночное предложение - это предъявленные для продажи товары. Цена – денежная форма стоимости.

Между ценой и предложением зависимость прямая, то есть с ростом цены растет и предложение, а со снижением цены уменьшается и предложение.

Между спросом и ценой зависимость прямая,т. е. с ростом спроса растет и цена, а со снижением спроса снижается и цена. Между ценой и спросом зависимость обратная. С ростом цены спрос уменьшается, а со снижением цены спрос растет. Предложение и цена находятся в прямой зависимости от спроса. Рост спроса вызывает рост и цены, и предложения. Цена находится в обратной зависимости от предложения. Рост предложения вызывает снижение цены. Снижение предложения вызывает рост цены. Предложение влияет на спрос через цену. Увеличение предложения вызывает снижение цены, а снижение цены вызывает рост спроса. Наоборот, уменьшение предложения вызывает рост цены и снижение спроса. Речь идет о зависимости спроса на данный товар от предложения этого же товара. Но спрос на данный товар может измениться от предложения других взаимозаменяемых товаров.

Зависимость спроса от цены можно дополнить характеристикой эластичности, то есть гибкости. Спрос на разные товары не одинаково изменяется от изменения цены. Степень эластичности спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности, который показывает на сколько процентов изменяется спрос при изменении цены на 1%. В связи с этим различают пять типов эластичности спроса по цене.

Первый тип – абсолютно неэластичный спрос означает, что при любых изменениях цены спрос остается неизменным. К таким товарам принадлежат товары первой необходимости, например, соль, спички. Как бы ни росла на них цена, их будут покупать столько же, как и до подорожания. Задание государства заключается в жестком контроле за ценами на такие товары, потому что у производителей всегда будет искушение повышения цен на них.

Второй тип – малоэластичный спрос означает, что спрос изменяется в меньшей мере, чем цена, то есть при изменении цены на 1%, спрос изменится меньше чем на 1%.

Третий тип – спрос единичной эластичности. Он означает, что изменение цены вызывает такое же изменение спроса. Например, изменение цены на 3% вызывает изменение спроса тоже на 3%.

Четвертый тип – эластичный спрос. При этом спрос изменяется в большей мере, чем цена. Например, при изменении цены на 1% - спрос изменяется на 1,5%.

Пятый тип – абсолютно эластичный спрос. При незначительном росте цены спрос полностью исчезает, а при незначительной уценке спрос существенно растет.

Чтобы не нести убытки, предприниматели, особенно коммерсанты, должны изучать эластичность спроса разных видов товаров. При этом нужно знать, что эластичность спроса изменяется не только по отношению к цене, но и по отношению к доходу.

Если спрос равняется предложению – возникает рыночное равновесие. Цена рыночного равновесия называется равновесной ценой, она равняется стоимости товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: