Итоговое согласование результатов. Итоговый результат равен сумме произведений весов альтернатив на соответствующие величины альтернатив

III. Сбор, обработка и хранение информации, используемой при оценке стоимости предприятия (бизнеса). Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (бизнеса)

4.2.1. В зависимости от источников получения информации и ее документального или иного подтверждения информация, используемая при оценке стоимости предприятия (бизнеса) подразделяется на:

· исходную информацию, полученную непосредственно оценщиком из данных бухгалтерского, первичного и статистического учета, как правило, заверенную подписью руководства оцениваемого предприятия и печатью;

· информацию, полученную от привлеченных к выполнению работ третьих лиц, заверенную их подписью и печатью;

· информацию, полученную от специализированных организаций (например, отраслевые, аналитические обзоры, обзоры фондового рынка), а также опубликованную в средствах массовой информации и сети Интернет;

· информацию, не подтвержденную на каких-либо носителях.

Оценщику следует получить от заказчика все возможные документы и другую информацию, необходимую для оценки:

1) информацию о предприятии общего характера:

· данные о правах и сроках владения имуществом - документы с регистрации земли и недвижимости, принадлежащей оцениваемому предприятию, кадастровые выписки и т.п;

· устав юридического лица, устав акционерного общества, реестр акционеров, книги протоколов и т.п.;

· балансовый отчет и отчеты о прибылях и убытках за предыдущие годы (прошедшие аудит, там, где они доступны);

· счета управленческого учета, бюджеты, балансовые отчеты, прогнозы, бизнес-план предприятия, технико-экономические обоснования инвестиционных проектов;

· расшифровку постоянных и переменных затрат;

· состав и поэлементную характеристику основных средств;

· расшифровку долгосрочных финансовых активов;

· контракты с покупателями и поставщиками;

· состав обязательств и порядок бухгалтерского учета процентов.

2) информация о бизнесе и специфике деятельности предприятия:

· характеристики бизнеса, интерес в собственности на бизнес или ценная бумага, подлежащие оценке, в том числе права, привилегии и обязательства, факторы, влияющие на контроль и любые соглашения, ограничивающие продажу или передачу;

· характер, история и перспективы бизнеса;

· финансовая информация за прошлые периоды;

· предыдущие сделки, касающиеся бизнеса, выгодных интересов в бизнесе, преференция, конвертируемые или другие ценные бумаги;

· информация о менеджерах высшего уровня и персонале (контракты персонала, в частности, пакеты переменных вознаграждений и опционы на акции);

· производственные системы;

· коммерческие протоколы;

· патенты, изобретения, ноу-хау, товарные знаки, наименования или фирменные наименования, авторские права, базы данных и т.п.;

· сведения о конкурентах.

3) Определение эффективности на уровне отрасли:

· Характеристика и динамика отраслей, которые оказывают или могут оказывать воздействие на бизнес.

· Экономические факторы, влияющие на бизнес

· Информация с рынков капитала, например, достижимая ставка отдачи по альтернативным инвестициям, сделки на фондовом рынке, слияния и поглощения.

· Прогнозы фонда заработной платы

· Рыночный спрос на продукцию

· Основные соотношения (пропорции, коэффициенты) у лидеров отрасли

· Будущий конкурент (будущие конкуренты)

· Мощность клиентов и поставщиков

· Влияние потенциальных изменений в государственном законодательстве или в международных конвенциях

· Другая информация.

Оценщик должен указать документы, являющиеся источниками информации и сохранить всю информацию и рабочие материалы, на которые он полагался при выработке допущений и в расчетах различными методами оценки.

Оценщик должен посетить сооружения компании и каждый объект имущества, включенный в оценку, и проверить все соответствующие данные, в том числе титульные документы и всякий раз, когда это возможно, проверить всю информацию, полученную от своего клиента.

9. Помимо сбора информации, при оценке бизнеса необходимо также совершить ряд операций по подготовке финансовой документации для дальнейшего проведения этапов оценки.

Во-первых, в случае необходимости следует провести инфляционную корректировку бухгалтерской отчетности предприятия.

Во-вторых, необходимо выполнить нормализацию некоторых статей отчетности, исключить из рассмотрения нетипичные доходы и расходы. Оценщик должен с осторожностью подходить к корректировке, отражающей чрезвычайные события, всякий раз, когда чрезвычайные события происходят в большинстве периодов, но в каждом году они предстают как результат разных явлений. Многие предприятия каждый год имеют позиции, отражающие чрезвычайные события, и оценщик должен предусмотреть резервы на непредвиденные расходы в связи с такими событиями.

В случае необходимости производят трансформацию бухгалтерской отчетности - корректируют счета предприятия для приведения отчетности к единым международным стандартам бухгалтерского учета.

10. Основная цель проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (далее именуется - финансовый анализ) -определение финансовых показателей деятельности предприятия, используемых при оценке.

Проведение финансового анализа включает в себя:

· формирование целостного и комплексного представления о реальном финансовом состоянии предприятия и его перспективах.

· сравнение финансового состояния оцениваемого предприятия с финансовым состоянием других оцениваемых предприятий или рекомендуемым финансовым состоянием в целях определения уровня риска, связанного с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, перспектив данного бизнеса и возможности отнесения данного предприятия к действующему, а также в иных целях.

IV. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов затратного подхода

1. Оценка бизнеса с применением методов затратного подхода осуществляется исходя из величины тех активов и обязательств, которые приобрело предприятие за период своего функционирования на основе принципа замещения. Актив не должен стоить больше затрат за замещение его основных частей.

Активы и обязательства предприятия в рамках затратного подхода принимаются к расчету по рыночной стоимости. Определение иной стоимости актива или обязательства, если договором или в нормативном правовом акте не установлено иное, должно быть аргументировано оценщиком.

Применение затратного подхода в качестве единственного к оценке доходного бизнеса не допускается. Рекомендуется применять элементы затратного подхода для оценки холдинговых компаний. В прочих случаях применение затратного подхода в качестве единственного к оценке бизнеса должно быть аргументировано оценщиком.

2. Основными источниками информации, используемыми в рамках затратного подхода, являются:

1. Бухгалтерская отчетность предприятия,

2. Данные синтетического и аналитического учета предприятия,

3. Данные о текущей рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости материальных активов предприятия,

4. Данные о текущей рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости финансовых вложений предприятия,

5. Данные о текущей величине обязательств предприятия,

6. Данные о текущей рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости (доходности) нематериальных активоЕ предприятия,

7. Прочая информация о рыночной или иной стоимости активов, обязательств, вещных и иных прав и обязанностей предприятия. Неиспользование какого-либо из указанных источников информации должно быть аргументировано оценщиком.

3. Основными методами затратного подхода являются:

· Метод чистых активов,

· Метод ликвидационной стоимости.

4. Оценка стоимости бизнеса затратным подходом предполагает наличие следующих основных процедур:

· анализ бухгалтерского баланса на дату оценки.

· сбор информации о рыночной стоимости активов и обязательств предприятия.

· определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости материальных активов предприятия.

· определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости финансовых вложений предприятия.

· определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости нематериальных активов предприятия, включая интеллектуальную собственность.

· определение рыночной стоимости обязательств предприятия.

· определение стоимости бизнеса как разницы между суммарными стоимостями его активов и обязательств.

В рамках указанных процедур оценщик оценивает:

· активы и обязательства предприятия, отражаемые на балансе предприятия,

· обременение активов предприятия,

· деловую репутацию предприятия и прочие нематериальные активы, не отраженные в балансе;

· вещные, прочие права предприятия;

· обязанности, связанные с обеспечением исполнения обязательств;

· другие активы, права, обязательства и обязанности, не отраженные в бухгалтерском балансе.

В случае если стоимость актива, права, обязательства или обязанности является незначительной, оценщик имеет право не осуществлять их оценку.

5. При проведении оценки бизнеса методами затратного подхода должны быть соблюдены следующие условия:

При использовании данных бухгалтерского баланса оценщик должен предпринять соответствующие процедуры, чтобы удостовериться, что на дату оценки не существует активов и обязательств, не учтенных в бухгалтерском балансе.

При корректировке статей баланса до рыночной стоимости не должно возникать двойного счета с другими статьями баланса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: