держави, які звільнилися від тоталітарного режиму. Парламентські інститути в них досить слабкі. Задушені військовою диктатурою, ці інститути воскресли в цілій низці країн Латинської Америки (Нікарагуа, Парагвай, Чилі); вони відроджені у Східній та Центральній Європі (Болгарія, Словаччина, Румунія, Польща, Угорщина, Чехія та ін.). Нові парламенти утверджуються в державах Європи та Азії, що утворилися на терені колишнього СРСР. Якщо у деяких державах (Польщі, Румунії, Угорщині, Чехії) парламентські інститути існували ще до Другої світової війни, то у більшості держав-правонаступниць Радянського Союзу — вони не існували.
Однак при всій специфічності проблем, які виникають у державах цієї групи, в цілому можна зазначити, що спільним завданням для них залишається інституалізація, тобто адміністративно-організаційне становлення парламентів, – процес, у ході якого вищий представницький і законодавчий орган стає автономним, цілісним, стабільним, виробляє усталені процедури
Под руководством В. И. Бурдяк были написаны и защищены две кандидатские диссертации по проблемам современного политического развития Болгарии5. В своих исследованиях6 Л. С. Прокопец уделяет значительное внимание вопросам развития парламентаризма в РБ, участию политических партий страны в этих процессах, модернизации всех сфер общественной жизни этой балканской республики. В частности, она отмечает, что при переходе от социализма к демократии в РБ состоялись институциональные изменения – соответственно Конституции 1991 г. начали действовать институты президента,
законодательной, исполнительной и судебной власти, установлена республиканская форма парламентской демократии, сформирован полноценный парламент, который обеспечивает интеграцию между гражданами в обществе, гарантирует законность государства.
Особое место в трансформационных процессах в Болгарии переходного периода
сыграл болгарский парламент – Народное Собрание (НС)7, который наделен законодательной, контрольной и конституционной функциями. Не последнюю роль в деятельности НС сыграли депутаты, которые в зависимости от политических вкусов старались отстоять интересы своих партий. Вообще, по мнению автора, в парламентском институте основную роль играют именно представители партий как посредники между избирателями и государством. В РБ партии прошли путь от условных протопартий периода
1989–1991 гг., с идеологическим противостоянием, к клиентелистскому типу 1991–2010
гг., характерного для патриархальных обществ с немодернизированной экономикой.
Как считает Л. С. Прокопец, развитие парламентаризма в современной Болгарии
невозможно без становления партийной системы и гражданского общества. Анализируя программы партий в НС последних лет, исследователь с уверенностью констатирует, что их подавляющее большинство выступает за либеральную направленность изменений, которые предполагают поддержание ценностей западного общества, приватизацию и снижение роли государства. Тем не менее, среди всего спектра политических сил, представленных в парламенте Болгарии последних лет, выделяются существенные отличия в восприятии партиями социальных изменений.
Еще одним важным фактором влияния на современные трансформационные про-
цессы в РБ являются вопросы участия этнических сообществ в политической жизни
страны в течение последних 20 лет. Л. С. Прокопец обращает особое внимание в сво-
их работах на аспекты деятельности этнической позиции турецкой партии Движение
за права и свободы (ДПС). Большинство из тех партий, которые были сформированы
в 1989–1990 гг., за двадцать лет значительно изменились. Некоторые распались и тем
самым содействовали образованию новых партий, а некоторые из них вообще перестали
существовать. Это почти не относится к ДПС – партии, которая на протяжении всего
времени после демократических перемен 1989 г. смогла избежать серьезных изменений.
По мнению автора, демократические трансформации, которые произошли в болгарском
обществе, играют особую роль в контексте соблюдения прав и свобод человека, прав
этнических меньшинств. Турецкий этнос за переходный период смог преодолеть распро-
страненное мнение о нем среди болгар как о низшей касте, сумел отстоять свое право на
создание собственной партии, приняв участие во всех избирательных кампаниях и имея
своих депутатов в парламенте, которые руководили страной в составе разных коалиций11.
Автор данной статьи также принадлежит к буковинским ученым-болгаристам.
В большинстве наших публикаций речь идет о трансформации политической системы
Болгарии после краха режима Т. Живкова. На наш взгляд, после революций 1989 г. Респу-
блику Болгарию справедливо можно классифицировать как развивающуюся демократию,
в которой развитие политических партий является выразителем развития всего общества
Крах режима Т. Живкова, первые свободные выборы в Седьмое Большое Народное
собрание, принятие новой Конституции и парламентские выборы в 36-е Народное со-
брание создали предпосылки для становления первого посткоммунистического вари-
анта партийной системы. Он характеризовался двумя основными политическими фор-
мациями – БСП и СДС – с относительно одинаковой электоральной базой и с острой
конфронтацией между ними13.
Серьезное внимание в своих работах уделяем вопросу участия новой политиче-
ской элиты Болгарии в трансформационных процессах в стране. Особую роль в данном
процессе сыграли такие политические лидеры, как Ж. Желев, И. Костов, Симеон Вто-
рой. Новая управляющая элита сразу же стремилась дать четкий сигнал Европе о своем
будущем в европейском сообществе. Однако постоянные политические и экономиче-
ские кризисы, частые смены руководства страны, приход к власти поочередно то пра-
вых, то левых не способствовали быстрому вступлению РБ в НАТО и ЕС.
С начала нового тысячелетия в болгарском политическом истеблишменте четко про-
слеживается определенная тенденция, свидетельствующая о появлении новой генерации,
которые с помощью харизмы и других рычагов влияния сумели выйти на ведущие пози-
ции. Среди них назовем лидера ультранационалистической коалиции «Атака» Волена Си-
дерова, лидера Союза свободных демократов (СВД), бывшего мэра Софии Стефана Софи-
янского, лидера движения, которое позднее переросло в партию, Граждане за европейское
развитие Болгарии (ГЕРБ) Бойко Борисова, ставшего в 2009 г. премьер-министром, и др.14
Еще одной важной проблемой исследования болгарской партийной системы послед-
них двадцати лет является вопрос участия правых сил в демократических процессах. Для
некогда ведущей партии, которая стала главной движущей силой в переходе к демократии –
Союза демократических сил в последние годы, встал вопрос об участии в политической
жизни страны. На наш взгляд, в болгарском правом партийном спектре нынче наблюдается
процесс омоложения, раскола и потери доверия части собственного электората, который
может в обозримом будущем послужить причиной возвращения к власти левых сил15.
Базовым элементом трансформационных процессов в странах ЦВЕ стала их инте-
грация в европейские и евроатлантические структуры. Учитывая это, консолидированная
поддержка этих процессов политической элитой стала определяющим фактором. Харак-
теризуя программы основных политических партий страны, которые были представлены
в парламентах последних созывов, укажем на поддержку подавляющего большинства
политических сил европейских и евроатлантических стремлений страны, а наибольшего
веса в этих процессах достигли правительства И. Костова, лидера СДС, и Симеона Сак-
скобургготского, лидера Народного движения Симеона Второго (НРСД). Именно в этот
период Болгарии удалось вступить в НАТО и подписать договор об ассоциированном
членстве в ЕС. Наше внимание привлекла и деятельность ультранационалистической
коалиции «Атака» во главе с В. Сидеровым, которая в своей предвыборной программе
заявляла даже о необходимости выхода Болгарии из НАТО и пересмотре уже закрытых
разделов переговоров с ЕС, отстаивая своеобразно интерпретируемые интересы16.
Итак, среди основных направлений исследований черновицких ученых-болгаристов
следует выделить вопросы становления новой политической системы в РБ после свер-
жения тоталитарного режима, роли политических партий в этих процессах, выражение
интересов избирателей посредством участия политических сил в парламенте, а также ис-
следование евроатлантических и евроинтеграционных процессов, влияния этнических
меньшинств на общественную жизнь страны. Все исследователи сходятся на мысли, что
Республика Болгария, которая находилась фактически в одинаковых стартовых условиях
с Украиной в начале 90-х гг. ХХ в., сумела продвинуться значительно дальше по пути
демократизации, что способствовало ее интеграции в НАТО 2004 и ЕС 2007