Л.Н. ГАЛИГУЗОВА, С.Ю. МЕЩЕРЯКОВА
Педагогика детей раннего возраста
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»,
«Педагогика и методика дошкольного образования».
Москва
ГУМАНИТАРНЫЙ t\ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ!
УДК [159.922.7+373.2](075.8) ББК 74.1я73-1+88.8я73-1 Г15
Рецензенты:
зав. лабораторией психического развития дошкольников
Психологического института РАО,
доктор психологических наук Е.О. Смирнова;
кандидат психологических наук, зав. сектором Психологических
проблем подготовки педагогов Московского государственного
психолого-педагогического университета Е.Г. Юдина
Галигузова Л.Н.
Г15 Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студен-
тов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Л.Н. Галигузова, СЮ. Мещерякова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.— 301 с. — (Педагогика и воспитание).
|
|
ISBN 5-691-01551-6.
Агентство CIP РГБ.
Учебное пособие познакомит будущих педагогов и практических психологов с основными методами личностно-ориентированной модели образования детей раннего воараста. Авторы раскрывают основные закономерности психического развития детей от 1 года до 3 лет. В пособии освещены важные понятия совремейной педагогики, принципы, цели и задачи образования детей раннего возраста, дается характеристика содержания и методов работы педагогов по физическому развитию и охране здоровья детей, формированию у них разных видов деятельности (предметной, игровой, художественно-эстетической), познавательной активности, общения детей со сверстниками.
Пособие адресовано студентам дошкольных факультетов педагогических вузов.
УДК [159.922.7+373.2](075.8) ББК 74.1я73-1+88.8я73-1
© Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., 2006 © ООО «Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2006 © Серия «Педагогика и воспитание» и серийное
оформление. ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2006
© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр
ISBN 5-691-01551-6 ВЛАДОС», 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................... 5
I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
1. Становление и развитие педагогики
раннего возраста.............................................................. 7
2. Педагогика раннего возраста
на современном этапе развития образования................ 37
II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
1. Физическое развитие.................................................... 54
2. Специфика психического развития
|
|
ребенка в раннем возрасте............................................ 59
3. Развитие предметной деятельности............................. 62
4. Развитие общения ребенка со взрослыми.................... 70
5. Развитие речи................................................................. 79
6. Развитие процессуальной игры...................................... 89
7. Развитие общения со сверстниками............................ 102
8. Развитие личности........................................................ 112
III. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1. Взаимодействие педагогов с детьми............................ 125
2. Педагогическая работа с детьми
в период адаптации к детскому учреждению................ 140
3. Физическое развитие
и охрана здоровья детей.............................................. 152
4. Социально-личностное развитие ребенка.................. 161
5. Познавательно-речевое развитие ребенка.................... 191
6. Художественно-эстетическое
развитие ребенка.......................................................... 208
7. Организация развивающей предметной среды............. 221
8. Организация планирования
педагогической деятельности
и наблюдения за развитием детей................................ 236
9. Психологическая диагностика развития детей
раннего возраста в образовательном процессе........... 253
10. Организация совместной работы
педагогов и семьи....................................................... 267
11. Современные программы воспитания
детей раннего возраста................................................ 283
ЛИТЕРАТУРА ____................................................................ 301